Рефераты. Оценка финансового контроля на предприятии

Таблица 7

Отчет о динамике цены товарной позиции "Хлорметан" в ноябре 2007г.

Наименование показателя

Цена, тыс.руб/т.

На начало месяца по норме  

4

На конец месяца по норме 

4,3

Среднерыночная цена в течение месяца

5,0

Закупочная цена фактическая

4,1


Первым шагом согласно рассматриваемой методике является стоимостная оценка изменения нормативной цены в течение проверяемого периода. Это изменение мотивировало увеличение плановых цен на закупку ТМЦ в размере 4200 руб.: Ин = (4,3 - 4) х 14 000 = 4200.

Второй шаг предполагает определение отклонения фактической цены от нормативной, установленной на конец проверяемого периода. Данное отклонение мотивировало экономию затрат на закупку на сумму 2800 руб.:


Оф = (4,1 - 4,3) х 14 000 = -2800.

На третьем шаге производится расчет отклонения фактической цены от среднерыночной, принимаемой за условный норматив. Это отклонение позволило условно сэкономить средства в размере 1200 руб.:


Ор = (4,1 - 5) х 14 000 = -1260.


Третий шаг предполагает вычисление интегрированного результирующего показателя. В данном случае его значение составляет 140 руб.: ИРП = 4200 - 2800 - 1260 = 140.

Вместе с тем этот результат свидетельствует, что перерасход средств на закупку проверяемой позиции ТМЦ перекрыл запланированное увеличение бюджета. При этом факт роста нормативной цены в течение проверяемого периода обычно связывается с относительно низким качеством планово-финансовой деятельности в снабжении. В ходе осуществления закупочных цен важно констатировать наличие отклонений, но и оценить их уровень, проанализировать причины их возникновения и принять меры к тому, чтобы они впредь не возникали.

Анализ отклонений, выявляемых в процессе вычисления ИРП, предполагает оценку их существенности и степени влияния на конечные результаты. Как показали наши исследования, система экономической диагностики состояния закупочных цен на многих предприятиях не применяется. Наиболее приемлемым способом реализации данной системы является установление шкалы пороговых значений отклонений, каждому из которых ставится в соответствие определенная схема адекватных управленческих действий по их корректировке. В результате применения модели можно установить пороги закупочных цен и указать соответствующие управленческие действия (табл. 8 и 9).

Таблица 8

Уровни существенности отклонений закупочных цен ТМЦ

Уровень допустимости отклонений

Значения
отклонений (%), +/-

Допустимый 

0 - 5

Допустимый с минимальными отклонениями

6 - 10

Допустимый со средними отклонениями

11 - 15

Допустимый с высокими отклонениями

16 - 20

Недопустимый 

Свыше 20


Своевременное выявление отклонений и изменений закупочных цен, определение причин их возникновения направлено прежде всего на предотвращение возникающих бюджетных девиаций в будущем, своевременное принятие мер для их сглаживания в текущем периоде. В связи с этим чрезвычайно важна классификация причин отклонений, позволяющая их группировать и использовать в качестве информационной базы для принятия управленческих решений.


Таблица 9

Уровни существенности и управленческих действий

Уровень существенностиотклонений

Управленческие действия

Допустимый

Нет  

Допустимый с минимальными отклонениями

Ретроспективный анализ отклонений, выявление экономических причин возникновения отклонений, оценка частоты их возникновения, разработка мероприятий по недопущению отклонений, в том числе корректировка методики формирования нормативных и фактических цен, проверка существующего порядка организации и ведения массива нормативных цен, анализ достоверности результатов маркетинговых исследований о текущем уровне закупочных цен 

Допустимый со
средними
отклонениями

Выявление экономических причин возникновения отклонений, разработка мероприятий по устранению и профилактике их возникновения, в том числе проведение проверки качества методики и способов реализации закупочного ценообразования и его контроля, аудита порядка проведения маркетинговых исследований, анализ состава коммерческих клиентов, выявление виновников отклонений

Допустимый с высокими отклонениями

Оперативное выявление причин возникновения, разработка срочных мероприятий по устранению и профилактике возникновения отклонений, в том числе проведение инвентаризации нормативных и
фактических закупочных цен, проверка достоверности представленных маркетинговой службой среднерыночных цен, усиление
административного контроля за текущими закупочными ценами, аудит качества планирования закупок, инвентаризация базы коммерческих
клиентов, выявление виновников отклонений

Недопустимый

Оперативное выявление причин возникновения отклонений, аудит снабженческой и финансовой деятельности, срочное выявление виновников, разработка и реализация мер административного
воздействия на них, сплошная инвентаризация всех показателей и методик формирования закупочных цен, аудит качества управления хозяйствующим субъектом, принятие мер антикризисного характера


Практика показывает, что в отечественном корпоративном менеджменте и, следовательно, аудите явно недооценивается экономическая, учетная и контрольная значимость системы классификаторов, не используются универсальные и отраслевые регистры причин возникновения отклонений, хотя в рыночных условиях необходимость в них трудно переоценить. В связи с этим, необходимо разделить причины отклонений не только на финансовые и нефинансовые, как это принято в традиционных подходах к экономическому анализу отклонений, но и в соответствии с критериями вероятности возникновения, их существенности. Целесообразно также с достаточной долей уверенности определить, какие из них можно считать объективными, а какие больше тяготеют к субъективным.

В заключение отметим, что представленная методика контроля экономичности закупочных цен предполагает выстраивание на предприятии работоспособной, гибкой информационной инфраструктуры, достаточно надежной для создания и постоянного поддержания необходимых условий для качественного выполнения данной управленческой функции. Требуемые в рамках методики вычисления вполне доступны и требуют минимальных (и быстро окупаемых) денежных вложений на практическое внедрение. На основе методики вполне реально в короткие сроки локализовать "сбойный" сегмент реализации политики закупочных цен, оперативно сформировать комплекс управленческих воздействий, направленных на своевременную и продуктивную корректировку этой политики.

В целом можно отметить, что осуществление процедур контроля за выполнением плана сбыта, затрат в ОАО «Химпром» осуществляется достаточно эффективно. Лица, ответственные за выполнение плана продаж ведут оперативный учет и составляют оперативную отчетность. В них указываются плановые и фактические данные по установленным предметам объектов отчетности (продажи); продажи в разрезе видов продукции, регионов, групп покупателей и т.п.).

Оперативный учет в ОАО «Химпром» ведется методом документальной сверки, в ходе которого осуществляется контроль за своевременностью и полнотой оплаты продукции покупателями (плательщиками) должен экономист по расчетам с покупателями расчетного бюро финансового отдела.

В приложении 5 приведена схема информационного обеспечения бюджета денежных средств в ОАО «Химпром». В следующем параграфе мы рассмотрим показатели и дадим оценку финансового контроля в ОАО «Химпром».


2.3 Оценка эффективности финансового контроля в ОАО «Химпром»


Эффективность финансового контроля – относительный показатель, показывающий отклонения между и фактическими и плановыми данными, что позволяет корректировать планы предприятия с учетом выявленных отклонений. Показателями эффективности финансового контроля являются число выявленных нарушений, величина выявленного перерасхода или экономии по всем расходам, процент выполнения плана. Отметим, что в настоящее время в ООО «Химпром» в силу того, что в состав предприятия входит большое количество подразделений производится составление доходов и расходов по каждой службе, значения бюджетов затем суммируются и учитываются в сводном бюджете. Отметим, что сводный финансовый бюджет в ОАО «Химпром» за 2007 г. в части доходов перевыполнен на 14,4 %, по расходам на 7,9 %.

Ниже будут приведены данные бюджета Транспортной службы (Приложение 6,7,8,9,10). Для оценки эффективности контроля мы сопоставим плановые и фактические данные исполнения бюджета Транспортной службе ОАО «Химпром». Сопоставим фактические и плановые данные об отгрузке ОАО «Химпром» за 2004-2007 гг. (таблица 10).


Таблица 10

Сведения о фактической и плановой величине отгрузки продукции в ОАО «Химпром» за 2004-2007 гг.


План

Факт

% выполнения плана

2004 г.

Отгрузка

350 000

352 956

100,8

2005 г.

Отгрузка

366000

364 575

99,6

2006 г.

Отгрузка

393000

394 345

100,3

2007 г.

Отгрузка

4445000

447 982

100,8

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.