Основной целью налоговой политики в РК на современном этапе должно стать обеспечение максимизации поступлений доходов в государственный бюджет при рациональном уровне налогового бремени населения и хозяйствующих субъектов республики, а также создание условий для расширения базы налогообложения.
Список использованной литературы
1. Закон Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет ", 2001
2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы, 2007
3. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Алматы, 2001
4. Агентство по статистике РК (ежегодник) за 2005, 2006, 2007 годы
5. Н.Назарбаев «Казахстан – 2030», Алматы, изд.«Данекер», 2001, стр.33,57
6. Барулин С.В. "Налоги как инструмент государственного регулирования экономики" - Финансы, №1-1996, стр.5-19
7. Брызгалин А. В. Принципы налогового права: теория и практика // Законодательство и экономика. 1997. № 19-20, стр.5-8
8. Галкин В.Ю. “Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании доходов государственного бюджета”. М., Минфин СССР, 1991, стр.58-103
9. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю “Экономикс: принципы, проблемы и политика”. Баку, 1992, стр.35-62
10.Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика”, Москва, “Инфра-М”, 1996г., стр.31,124-126
11.Столяров В. Ф., Хасан-Бек Ц. М. “Налогообложение и рыночная экономика”. Киев, 1991, стр.17
12.С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”, Москва, “Дело”, 1997г,стр.18
13.Лапина А. «Подоходный налог: проблемы и их решение», Налоги №23, 1997, стр.12
14.Нусупов Н. Л. и Л. В поисках резервов. // Деловая неделя № 17 от 30.04.99., стр.4-9
15.А. Раимбаев «Классификация налогов (проблемы и критерии)», научно-практический журнал «Финансы Казахстана», №7, 1999, стр.6
16.Информационный бюллетень Мин.Фин.РК, №1, 1999, стр.34
17.Информационный бюллетень Мин.Фин.РК, №1, 2001, стр.57
18.«Мнения налогоплательщиков», журнал «Налоговый эксперт» , №7(20), 2001г, стр.12-14
19.«О принудительном взыскании налоговых задолженностей с юридических и физических лиц», временное методическое указание, Алматы, 1996, стр.4
20.Статистический бюллетень, №5(29), май 2001, стр.15-52
21.«Доходы и расходы в налоговой системе Казахстана», Библиотека бухгалтера и предпринимателя №10 (135), октябрь 2001г., стр.11-20,24-27
22. Положение о Налоговом комитете по Бостандыкскому району г. Алматы
Приложение А
Распространенные способы уклонения от налогов в РК и преследуемые цели
Разновидности уклонения от уплаты налогов с доходов
Уклонение от уплаты налогов
:Нарушение правил организации и порядка ведения бухгалтерского учета, достоверности отражения данных финансовой документации
Сокрытие факта наличия денег на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами РК, либо получения доходов за пределами РК
Заведомо неправильное исчисление налогов и других обязательных платежей - (например, применение заниженной ставки налогообложения, использование несуществующих льгот, необоснованное применение вычетов)
Отнесение на себестоимость расходов, не подтвержденных первичными документами
Непредставление налоговой декларации и/или наличие в представленной декларации заведомо ложных сведений
Уменьшение суммы налога
Внесение в документы налогового, бухгалтерского учета и отчетности искаженных данных
Отнесение на вычеты расходов сверх утвержденных норм (либо отсутствие подтверждающих документов): командировочных расходов, представительских - расходов, расходов по обучению работников, компенсаций работникам предприятия за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, процентов за кредиты, взятые в банках, и прочих расходов
Невключение в СГД ссуды, погашенной за счет средств предприятия, сверх-- нормативных суточных, подотчетных сумм, не подтвержденных оправдательными документами, прочей материальной выгоды, подлежащей включению
Завышение выручки от реализации продукции или несвоевременное отражение, в т.ч. по товарообменным операциям
Скрытие объекта налогообложения
Проведение операций по реализации товаров (работ, услуг) без отображения полученного дохода в налоговом учете
Списание затрат поставщиков и подрядчиков на себестоимость в случае отсутствия договора поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)
Отсутствие раздельного вида учета затрат при осуществлении различных видов деятельности, по которым предусмотрены различные ставки налогов или льготы
Нарушение утвержденного в приказе об учетной политике метода учета реализации продукции или отсутствие характеристики такого метода в содержании учетной политики
Реализация имущества предприятия по цене ниже фактической себестоимости без соответствующего обоснования
Несоответствие выручки от реализации продукции в Главной книге, учетных регистрах, накладных, счетах, договорах поставки продукции (работ, услуг), бухгалтерской отчетности
Неуплата
Прекращение деятельности налогоплательщика после проверки или сдачи декларации.
Сведение до минимума документации, утеря или уничтожение документов
Приложение Б
Последствия нарушений налогового законодательства
Вид нарушения
Административное взыскание
Уклонение уполномоченного должностного лица от ведения бухгалтерского учета либо несоблюдение утвержденных стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов, не причинившие крупный ущерб - на указанное должностное лицо
штраф до 20 МРП
Составление должностным лицом искаженной финансовой отчетности, сокрытие данных, подлежащих отражению в бухгалтерском учете, не причинившие крупный ущерб - на указанное должностное лицо
Уничтожение должностным лицом финансовых и иных учетных документов, не причинившее крупный ущерб - на указанное должностное лицо
штраф от 10 до 25 МРП
Уклонение юридического лица от ведения бухгалтерского учета или несоблюдение утвержденных стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния - на указанное юридическое лицо
штраф до 200 МРП
Отказ юридического лица от представления финансовой отчетности, представление с нарушением установленного срока либо непредставление ее без уважительной причины в соответствии с учредительными документами органам государственной статистики, органам контроля и надзора в соответствии с их компетенцией - на указанное юридическое лицо
штраф до 300 МРП
Проведение юридическими лицами валютных операций без соответствующего отражения их результатов в бухгалтерском учете либо ведение бухгалтерского учета валютных операций с нарушением порядка установленных форм учета и отчетности - на указанное юридическое лицо
штраф до 100% от суммы, которая не была учтено либо была учтена ненадлежащим образом
Сокрытие объектов налогообложения: - на физических лиц - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
штраф: - от 5 до 10 МРП, - от 20 до 50 МРП, - 50% от стоимости сокрытых объектов налогообложения
Сокрытие объектов налогообложения, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение - на физических лиц - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
Штраф:
- от 10 до 20 МРП; - от 50 до 70 МРП; - 100% от стоимости сокрытых объектов налогообложения
Отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка. за исключением неотражения в учетной документации операций по учету и реализации товаров |работ, услуг) - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
штраф:
- от 20 до 50 МРП, -10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг)
Отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения или ведение его с нарушением установленного законодательством РК порядка, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за указанное нарушение - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
- от 50 до 70 МРП. - 20% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг)
Неотражение в учетной документации операций по учету и реализации товаров (работ, услуг) - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
- 10% от стоимости неучтенных товаров (работ, услуг)
Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации (в том числе завышение суммы НДС, отнесенного в зачет) - на физических лиц - на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - на юридических лиц
штраф :
- от 5 до 10 МРП; - от 40 до 50 МРП. - 50% от неуплаченной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет
Завышение суммы убытка в декларации для целей обложения корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
- 50% от суммы корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога, исчисленного от суммы убытка, завышенной в декларации
Занижение сумм текущих платежей в бюджет - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц
штраф: - 50% от заниженной суммы текущих платежей
Превышение суммы фактически начисленного корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога за налоговый период над суммой начисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 10%
Штраф: - 2% от суммы налогооблагаемого дохода
Превышение суммы фактически начисленного корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного налога за налоговый период над суммой начисленных авансовых платежей в течение налогового периода в размере более 25%
штраф: - 5% от суммы налогооблагаемого дохода
Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры (фиктивным признается счет-фактура, выписанный плательщиком, не состоящим на учете по НДС, и включающий в себя сумму НДС! - на индивидуальных предпринимателей и на должностных лиц - на юридических лиц
- от 40 до 50 МРП; - 200% от суммы НДС, включенной в счет-фактуру
Приложение В
Поступление налогов в государственный бюджет в 2002-2006 годы* (млн. тенге)
Показатели
2003 год
2004 год
2005год
2006год
Налоговые поступления
в том числе:
947251
1186137
1998314
2209102
Корпоративный подоходный налог
272632
382814
834332
776609
Индивидуальный подоходный налог
93281
98535
122999
165033
Социальный налог
157676
167995
197300
236569
НДС
231338
242955
343926
489572
Акцизы
26986
29913
33416
47433
Приложение Г
Состояние недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. (млн. тенге)
Наименование платежа
На 01.01.2004 г
На 01.01.2005 г.
На 01.01.2006 г
На 01.01.2007 г
1
2
3
4
5
12 360
11 433
8849
14569
2 867
2 294
2083
2005
8 005
5 903
4087
3807
Налог на имущество
2 016
1 792
1607
1701
Земельный налог
1 213
928
724
676
Налог на транспортные средства
166
155
115
102
НДС на товары внутреннего производства
23 007
17 971
16690
19002
Акцизы на товары внутреннего производства
363
38
5108
5106
Бонусы
7
9
15
Плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников
93
78
67
56
Плата за лесные пользования
8
Роялти
1 110
204
76
Плата за использование радиочастотного спектра
Плата за пользование земельными участками
564
609
367
342
Плата за загрязнение окружающей среды
1 331
1 275
365
394
Сбор с аукционов
Прочие налоги
297
246
53
72
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14