Рефераты. Налогообложение в Республике Казахстан

со стоимостной базой обложения:

а) налоги на базе валового дохода:

·                   акцизы;

·                   налоги с оборота;

·                   таможенные пошлины;

·                   налоги на имущество, капиталы и т.д.;

·                   налоги на проценты, дивиденды и т.д.;

б) налоги на базе очищенного дохода:

·                   корпорационный налог;

·                   налог на индивидуальные доходы;

·                   налог на добавленную стоимость;

·                   налог на наследства.

Переход к системе обложения на основе прироста только состояния налогоплательщика (т.е. годовой суммы его чистого дохода) потребовал создания условий для того, чтобы общая сумма взимаемых с него налогов не превысила пределов этого дохода. В прошлом этому ограничению не придавалось значения, разные виды налогов вводились сами по себе, действовали обособленно друг от друга, поэтому суммирование внешне невысоких ставок разных налогов, но устанавливаемых на базе валового, а не чистого дохода, нередко приводило для некоторых категорий населения к обложению, превышающему весь объем реализуемыми доходов и, соответственно, к их разорению и прогрессирующему обнищанию. Сейчас этому условию предается весьма большое значение, особенно если учесть, что в некоторых странах через налоги перераспределяется до трех пятых всей суммы национального дохода./12,с.14/

Поэтому для обеспечения этого условия пришлось создать новые формы взаимного учета различных видов налогов, и среди них наиболее важное значение имеет система подоходных налогов. Эта система включает в себя ряд предварительных, авансовых налогов (withholding taxes) и окончательный налог, в котором эти налоги суммируются путем так называемого налогового кредита. В общем виде эта система может быть представлена следующим образом:

Налог на индивидуальные доходы

1.Налоги на прирост капитала:

1.1.Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).

2.Налоги «у источника»:

2.1.Доходы от капитала и другие фиксированные доходы (ренты и др.).

3.Налоги на прибыли в корпоративном секторе бизнеса:

3.1.Корпорационный налог.

3.2.Налог «у источника» на дивиденды.

3.3.Налоги на нераспределенную часть прибыли.

4.Налоги на прибыли некорпоративного бизнеса и доходы от труда за свой счет.

5.Налоги «у источника» с заработной платы:

5.1.Заработная плата и другие доходы от работы по найму.

Такая система подоходных налогов, с известными модификациями, существует во всех развитых капиталистических странах. Ведущую роль в ней играет налог на индивидуальные доходы (individual income tax), которым облагается вся сумма доходов каждого отдельного налогоплательщика (в некоторых странах допускается суммирование доходов для супружеских пар). Налог на индивидуальные доходы взимается по прогрессивно растущим ставкам, которые для наиболее высоких доходов могут достигать 75-80%. Авансовые или предварительные налоги взимаются с определенных видов доходов по мере их получения, т.е. «у источника». Для этих налогов установлены твердые, фиксированные ставки: для процентов и дивидендов обычно 25-30%, для лицензионных платежей и выплат по авторским правам - 10-12% и т.д. Для удержания налогов из заработной платы обычно применяются специально разработанные шкалы налоговых ставок.

Налоги с предприятий

Специальная система обложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации. Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли - если она распределяется среди акционеров, и налогом на перераспределение прибыли - если она остается в виде резервов корпорации.

Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны. Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы), исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают («кредитуют» эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика.

Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70-75% «эффективная» налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по «эффективной» ставке более 30%.

При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается. Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть «эффективная» налоговая ставка.

Отличие авансовых налогов от налога на индивидуальные доходы состоит в следующем: а) первые уплачиваются непосредственно в момент получения дохода, а расчеты по последнему налогу производятся лишь в конце налогового периода; б) первые уплачиваются не получателем, а плательщиком дохода; в) первые налоги рассчитываются с полной суммы уплачиваемого дохода без каких-либо вычетов, а последний взимается с чистого дохода за минусом долгов, издержек, с предоставлением льготных вычетов и т.д.

Прочие налоги - акцизы, налоги с оборота, таможенные пошлины и т.д., хотя и с оговорками, могут считаться дополнением к рассмотренной системе подоходных налогов, поскольку при вычете дохода, подлежащего обложению корпорационным налогом или налогом на индивидуальные налоги, эти налоги допускаются к вычету наравне с другими деловыми расходами./12, с.18/

Рассмотрев налоговое законодательство нескольких зарубежных стран, можно сделать вывод, что наше налоговое законодательство многое почерпнуло именно оттуда, но благодаря тому, что экономическое развитие наших стран на разном уровне, существует много отличий. Они заключаются и в самой классификации налогов и в процентных ставках, хочу отметить, в некоторых случаях в нашем законодательстве налоговые ставки ниже. В сравнении с нашими, налоги на предприятия в зарубежных странах определены более четко. Но, как видим, у них в этом вопросе тоже проблем достаточно.


3.2 Мероприятия по совершенствованию налоговой системы Республики Казахстан


В мировой практике можно выделить три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов - характеризуется принципом «взять все, что можно».

2. Политика разумных налогов, которые поддерживают развитие предпринимательства при ограничении социальной защиты.

3. Налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но признает социальную защиту.

При сильной, нормальной экономике все три типа этой налоговой политики разумно сочетаются.

Для Казахстана сегодня характерен первый тип налоговой политики и частью третий тип.

В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа. В настоящее время в РК функционируют:

- общегосударственные,

- местные общегосударственные налоги и сборы.

Основная задача нового налогового законодательства — обеспечить снижение налогового бремени хозяйствующих субъектов. Это достигается путем сокращения отчислений в различные целевые фонды, а также уменьшения количества налогов.

Продолжаются разработки фиксированных налогов в сфере торговли, услуг игорного бизнеса, так как отечественная и мировая практика показывает, что очень трудно контролировать получаемые здесь доходы.

Одним из важных шагов в деле совершенствования налогообложения частного предпринимательства стал переход физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на патентирование, которое предусматривает, что граждане могут осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридические лица на основе выкупленного патента, который будет одновременно свидетельством о государственной регистрации в качестве предпринимателя и лицензией.

Проблемы современного налогообложения в Казахстане имеют общеизвестные корни: это проблема большого количества налогов по высоким ставкам, и как следствие, высокая доля налоговых платежей из общей суммы доходов хозяйствующих субъектов. Данная проблема свойственна всем странам мира, но в наших условиях она усугубляется экономической ситуацией в стране — переходом от административно-командной системы к рыночной.

Мировой опыт показывает, что превышение некоторого критического значения налоговых отчислений приводит к снижению предпринимательской активности населения и уменьшает общий объем поступления в бюджет. Согласно данным различных источников, они не должны превышать 30-40% от дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.