Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные предприятием, облагаются по ставке 15 %. Налог исчисляется, удерживается у плательщика и перечисляется в бюджет предприятиями, начислившими дивиденды и приравненные к ним доходы.
Юридические лица представляют расчеты на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором были начислены дивиденды и приравненные к ним доходы нарастающим итогом с налога года по установленной форме.
Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов уплачивается в бюджет не позднее дня, следующего за днем, в котором были начислены дивиденды и приравненные к ним доходы [11].
С образованием самостоятельной налоговой системы с 1 января 1992 г. в Республике Беларусь был введен налог на недвижимость.
Введение данного налога было обусловлено рядом факторов. Во-первых, этот налог способен вызвать заинтересованность предприятий в реализации неиспользованных материальных ценностей, которые пополняли бы рынок данными товарами. Во-вторых, он стимулирует более эффективную эксплуатацию действующего основного капитала и финансовых активов, за которые нужно платить налоги; кроме того, ощутимый налоговый пресс побуждает предпринимателей к осмотрительности при покупке имущества. В-третьих, налог на недвижимость - стабильный источник пополнения бюджета.
Плательщиками данного налога являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, а также филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) счет.
Годовая ставка налога на недвижимость юридических лиц установлена в размере 1 %.
Исчисление налога на недвижимость производится плательщиками в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на недвижимость организациями, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 года №14.
Налог на недвижимость определяется плательщиками ежеквартально, исходя из наличия основных производственных и непроизводственных фондов, по остаточной стоимости на начало квартала и 1/4 утвержденной годовой ставки [5].
Остаточная стоимость основных производственных и непроизводственных фондов определяется как стоимость основных средств по первичным данным бухгалтерского учета и соответствующей отчетности за вычетом их износа с учетом проведенной переоценки на начало года.
На основные фонды, по которым в соответствии с положением «О порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам в народном хозяйстве» не начисляется износ, не производится и начисление налога на недвижимость.
Общая сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов отражается в расчете налога на прибыль отдельной строкой и исключается из прибыли в первоочередном порядке. При этом сумма налога при определении налогооблагаемой прибыли за соответствующий отчетный период отражается нарастающим итогом с начала года.
Сумма налога на недвижимость со стоимости основных производственных и непроизводственных фондов вносится плательщиками в бюджет исходя из фактического расчета не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога [4].
Плательщиками целевых сборов (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)) являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей - плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).
Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц. Налоговая база определяется:
для плательщиков-организаций - как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения;
для плательщиков - индивидуальных предпринимателей - как сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.
Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем (по совокупности) 3 процентов налоговой базы, в том числе: транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, - не менее 2 процентов; сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) - не более 1 процента.
Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.
Порядок уплаты целевых сборов организациями, имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь [2].
ООО «ЛЮМ» имеет статус юридического лица, состоит на хозрасчете, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках. Общество может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «ЛЮМ» вправе создавать на территории Республики Беларусь и за ее пределами предприятия, филиалы и представительства на условиях и в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, быть участником совместных предприятий, акционерных обществ, других объединений, фондов и организаций.
ООО «ЛЮМ» несет ответственность по своим обязательствам и долгам любым своим имуществом.
ООО «ЛЮМ» имеет печать со своим наименованием, угловой штамп, товарный знак и иные реквизиты.
ООО «ЛЮМ» создано для осуществления преимущественно производственной деятельности, оказания услуг и выполнения иной хозяйственной деятельности, не запрещенной законодательством Республики Беларусь.
Основными видами деятельности общества являются:
1) распиловка и строгание древесины, оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;
2) перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционная деятельность;
3) аренда прочих машин и оборудования.
Объекты анализа платежей ООО «ЛЮМ» приведены в рис. 3.1.
Налоги и платежи в бюджет и внебюджетные фонды
Рис. 3.1 Объекты анализа и платежей
Основные источники информации:
1) Баланс предприятия.
2) Форма 2 «Отчет о прибылях и убытках».
3) Оборотно-сальдовая ведомость по 68 счету.
Задачи анализа формирования и отчислений налогов и платежей:
- оценка правильности проводимых расчетов по каждому из налогов в соответствии с инструкциями и указаниями Министерства финансов Республики Беларусь, таможенной службы;
- изучение состава и структуры налогов;
- определение суммы налогов, приходящихся на 100 р. реализации, прибыли;
- определение удельного веса налогов в реализации и прибыли;
- определение степени выполнения поступлений налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, причитающихся по расчету;
Анализ правильности расчетов проводится по каждому из налогов в соответствии с нормативным документом и расчетов по каждому из налогов.
Анализ состава и структуры налогов проводится в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Анализ структуры налогов и платежей в бюджет ООО «ЛЮМ»
Наименование налогов
Удельный вес, %
2004 г.
2005 г.
Изменение (гр.3-гр.2)
1
2
3
4
Всего налогов и платежей
100
-
Платежи в бюджет всего
78,5
74,3
-4,2
Налоги
В том числе:
Налог на недвижимость
0,3
0,7
+0,4
Налог на прибыль
17,0
21,3
+4,3
НДС
34,9
18,9
-16,0
Чрезвычайный налог
5,0
4,0
-1,0
Подоходный налог
19,6
27,2
+7,6
Экологический налог
0,8
0,9
+0,1
Прочие налоги
1,3
Платежи в целевые внебюджетные фонды - всего
21,5
25,7
+4,2
В том числе
Единый платеж от выручки
19,3
23,0
+3,7
Транспортный сбор
2,2
2,7
+0,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17