Рефераты. Налогообложение на предприятии и пути его совершенствования

Основополагающие принципы дополняются и детализируются с учетом условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для неустойчивых экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на изменения экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных инвестиций в национальное хозяйство.

Налоговая система должна быть достаточно гибкой, чтобы оперативно реагировать на изменения экономической ситуации. Налоговые реформы следует рассматривать как неотъемлемую часть общего процесса эволюции государства. Если налоговая система не будет соответствовать выбранным приоритетам на каждом новом этапе развития экономики, она станет тормозом общественного процесса [24].


1.2           Классификация налогов, их виды и распределение

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, о подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налоговой системы Республики Беларусь можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (рис. 1.5, 1.6).

Данная классификация необходима для составления налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию, как налогоплательщиков, так и государства [29].

Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги каждый субъект налогообложения платит лично.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

 


                      КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

 


     По объекту     По принадлеж-    По полноте пра-       В зависимости    В зависимости

     обложения      ности к уровню    ва использования   от источника      от субъектов

                              власти                    налоговых сумм     уплаты                 уплаты      

 


     имущество,    республикан-         закрепленные,         зарплата, вы-      физические ли-

     земля, ка-       ские, местные        регулирующие        ручка, доход       ца, юридиче-

     тал, средст-                                                                      или прибыль,      ские лица

     ва на пот-                                                                         себестоимость

     ребление 


Рис. 1.5 Классификационный состав налогов по признакам


КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

 


КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ

 


     По способу             По методу обложения        По способу                  В зависимости

      изъятия                 (от ставки)                            обложения                    от назначения

 


 прямые,                 прогрессивные, регрес-      кадастровые, декла-   общие (без при-

 косвенные             сивные, пропорциональ-   рационные, налич-      вязки к конкрет-

                                ные, линейные, ступен-      но-денежные, без-      ному налогу или

                                чатые, твердые (в абсо-      наличные                      обезличенные),

                                 лютных суммах), крат-                                             целевые

                                 ные (в минимальных

                                 зарплатах в месяц)

Рис. 1.6 Классификационный состав налогов по признакам


Источником выплаты прямых налогов является прибыль (доход) налогоплательщика, что приводит к уменьшению размера получаемой прибыли (доходов). Так, доля прямых налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджеты государств составляет: во Франции 30 – 42%, Англии 58 – 62%, США 52 – 56%, в Республике Беларусь 24 – 30%.

В зависимости от объекта обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые. У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими являются прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета (площадь земельного участка, стоимость фондов и др.).

В Республике Беларусь к личным прямым налогам относят налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам – налог на недвижимость, земельный налог (для физических лиц) и др.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства по производству и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

- по целям взимания: фискальные, протекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические, сверхпротекционные;

- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешенные) таможенные пошлины;

- по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина – вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа.

Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина возвратная – сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина дифференциальная – вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги [13].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.