Дейко А.К. в своих трудах отмечает: "Ни одно государство не может обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций (управление, оборона, правопорядок, социальное обеспечение, гарантии в области образования, здравоохранения и др.) требуется определенная сумма денежных средств, а они могут быть собраны только посредством налогов… Правильно установленные налоги в сочетании с другими финансово-кредитными рычагами призваны обеспечить не только доходы государства, но и являются важнейшим фактором повышения эффективности общественного производства" [29, с.56].
"Налоговая политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики страны. Она развивается и изменяется вместе с приоритетами государства. Налоговая система Республики Беларусь на нынешнем этапе приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов… Налоги развиваются вместе с национальной экономикой. Налоговое ведомство своими действиями всемерно способствует прогрессивным тенденциям" [35, с.25,27].
"Перед налоговым ведомством стоит непростая задача - в условиях сокращения налогового бремени обеспечить поступления в бюджет в полном объеме. Любая либерализация законодательства должна сопровождаться повышением уровня собираемости налогов. Только так в современных условиях можно обеспечить надежный фундамент стабильных поступлений в казну государства" [20, с.56].
"Значение налогов трудно переоценить, так как они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. От того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства" [20, с.60].
Киреева Е.Ф. считает, что "национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики" [4, с.53].
Пилуй В. считает, что "реформирование налогового законодательства в РБ является одним из условий развития аграрного производства, так как средний уровень налоговой нагрузки в выручке с/х производителей, уплачиваемых единый налог, составляет около 14%. Этот показатель, высокий даже для развитых стран, оказывает отрицательное влияние на инвестиционный климат в стране" [19, с. 19].
Актуальным в настоящее время в области налогообложения является вопрос: почему в рамках упрощения налогового учета не разрешено не заполнять регистры налогового учета, если все показатели формируются в бухгалтерском учете. По словам специалиста отдела по обеспечению работы Комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Палаты представителей: " в рамках программы либерализации экономики и выполнения мероприятий по выходу экономики из кризиса Правительством планируется принять ряд документов, в т. ч. направленных на упрощение налогообложения. При работе над проектами будем настаивать на действительном, а не декларируемом упрощении, в первую очередь на сокращении количества регистров и формуляров, сведения которых зачастую дублируют друг друга" [10, с.8].
Полуян В.Н. отмечает, что "дальнейшее упрощение налоговой системы направлено на реализацию мер по снижению налоговой нагрузки в соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 г. г. Предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к семи-восьми основным" [5, с.22].
Несмотря на разные мнения ученых о налогах и их значимости в жизни общества, неоспоримым остается тот факт, что налоги будут всегда, необходимость их уплаты неизбежна, они являются мощным регулятором воздействия на жизнь общества.
Налоги - основной источник доходов государственного бюджета. Поступления из бюджета сводятся лишь к целевому финансированию и поступлению разницы в ценах при расчетах за продукцию, на закупку которой из бюджета выделяются дотации.
ОАО "Акр-Агро" является плательщиком единого налога, НДС, подоходного налога с граждан.
Наиболее значимым в структуре налоговых платежей является налог на добавленную стоимость. Применение НДС имеет ряд преимуществ: широкая база обложения обеспечивает устойчивый источник поступлений в бюджет, однотипность в исчислении налога при любом обороте облегчает контроль за налогообложением, упрощает процедуру удержания налога.
Определение налогооблагаемой базы и исчисление налога производятся в соответствии с Методическими указаниями о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.
В платежных и расчетных документах сумма налога на добавленную стоимость выделяется отдельной строкой. В документах по отгрузке продукции, товаров (работ, услуг) содержатся реквизиты: "ставка НДС", "сумма НДС", "всего стоимость с НДС".
Налог исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки и рассчитывается по формуле:
Н = Б х С, (3.1)
где Н - исчисленная сумма налога;
Б - налоговая база;
С - установленная ставка налога.
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров (работ, услуг), оборот от реализации товаров (работ, услуг), исходя из всех поступлений, полученных в денежной, натуральной и других формах.
Освобождаются от налогообложения обороты но реализации лекарственных средств; медицинских (ветеринарных) услуг; услуг по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях; продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми; услуг в сфере образования, культуры, искусства; жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг; объектов жилищного фонда, включая незавершенное строительство, реконструкцию и ремонт объектов жилищного фонда и др.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода и суммами налоговых вычетов. Порядок применения налоговых вычетов устанавливается Президентом РБ и Законом. Вычету подлежат суммы налога:
предъявленные продавцами плательщику при приобретении им на территории РБ товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;
уплаченные в бюджет Республики Беларусь при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь [ 36, c.17].
Для правильного исчисления налога на добавленную стоимость на исследуемом предприятии большое значение придается правильности определения налогооблагаемой базы. В нее включается выручка от релизации продукции растениеводства, животноводства (выполнения работ, услуг); бесплатное питание для механизаторов; сельскохозяйственная продукция, выданная работникам в счет натуральной оплаты труда; пастбища, отведенные для выпаса с/х животных населения; выявленные недостачи, хищения; падеж скота при наличии виновных лиц; возмещения материального ущерба по решению суда; арендная плата; недостача (пережог) ГСМ.
В журнале-ордере № 11-АПК [прилож. Б] отражена выручка от реализации по счетам: 90 "Реализация", 91 "Операционные доходы и расходы". Данные в журнал-ордер № 11-АПК заносятся из листка-расшифровки формы № 86-АПК, который заполняется на основании кассовых документов.
Если в хозяйстве в результате проведения актов сверок выявляется прибыль прошлых лет, она также подлежит обложению НДС.
Заместителем главного бухгалтера ведется накопительная ведомость, в которой группируется отдельно выручка от реализации продукции (работ, услуг), подлежащая обложению НДС по ставкам 10%, 18%.
На основании накопительной ведомости по НДС главный бухгалтер заполняет налоговую декларацию (расчет) по НДС [прилож. В] с нарастающим итогом с начала года, которая представляется налоговым органам до 20 числа следующего за истекшим налоговым периодом месяца. На основании книги покупок [прилож. Г] в налоговую декларацию заносятся данные с указанием сумм НДС, подлежащих вычету. Если налоговые вычеты больше или равны сумме начисленного НДС, то перечисление налога в бюджет не осуществляется.
Если в результате проверки или самопроверки на предприятии было установлено, что при начислении налогов были допущены ошибки, в налоговую инспекцию представляется уточненный расчет (декларация) по налогам. В случае излишне начисленных налогов излишне начисленная сумма сторнируется. Если сумма налога начислена в меньшем размере, составляется дополнительная запись. Предприятие предъявляет платежное поручение по НДС в банк, а банк перечисляет в бюджет суммы исчисленного налога.
Как отмечалось ранее, ОАО "Акр - Агро" является также плательщиком единого налога. Объектом обложения единым налогом является валовая выручка, определяемая как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. При начислении единого налога важным является правильно определить налогооблагаемую базу. Для этого из журнала-ордера № 11-АПК по счету 90 берется выручка без НДС, от нее отнимаются надбавки за сельское молоко и выручка за сельское молоко без НДС. К налогооблагаемой базе по сч.90 прибавляется выручка без НДС по сч.91; прибыль прошлых лет, выявленная по акту сверки (сч.92); питание механизаторов (сч.25); пастбища, отведенные для выпаса с/х животных населения; недостачи к возмещению.
Ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки предприятия. Уплата единого налога производится по результатам хозяйственной деятельности ОАО "Акр - Агро" за отчетный период (месяц) на основании налоговой декларации (расчета) не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Налоговая декларация (расчет) по единому налогу [прилож. Д] представляется в налоговый орган до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, с нарастающим итогом с момента перехода на уплату единого налога по форме, установленной законодательством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12