- нормативный метод – используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составление смет бюджетных учреждений. Такими нормами могут быть:
– денежное выражение натуральных показателей для удовлетворения специфических потребностей (норма расхода на питание, обеспечение населения медикаментами и т.д.);
– нормы индивидуальных выплат (ставка заработной платы, размер пособий, стипендий).
- метод экстраполяции – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет полученные суммы на будущий год;
- программно-целевой метод бюджетного планирования – заключается в системном планировании выделения бюджетных средств на реализацию утвержденных нормативными актами целевых программ.
Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед органами управления. Для планирования текущих расходов используется нормативный метод, а для решения проблем, разрешение которых возможно в определенный относительно продолжительный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод.
По направлениям расходования бюджетных средств различают:
- средства, направляемые на реализацию собственных полномочий органов местного самоуправления;
- средства, направляемые на исполнение государственных полномочий, которые делегированы органам местного самоуправления органами государственной власти на основе соответствующих законов (так называемые совместно финансируемые расходы);
Важным элементом бюджетного процесса является планирование расходов бюджета, так как в них отражается цель деятельности органов власти.
Бюджет муниципального образования «Город Калуга» на текущий финансовый год утверждается постановлением городской Думы г. Калуги на основании ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 6, 36 – 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», главы II Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ч. 1 ст. З0 и ч. 6 ст. 63 Устава муниципального образования «Город Калуга».
Формирование расходной части бюджета муниципального образования «Город Калуга» осуществляется на основании принципа определения расходов исходя из реальных возможностей бюджета. В связи с этим объемы финансирования расходов определяются в пределах проектируемой доходной части. Для наглядности представим состав доходов бюджета муниципального образования «Город Калуга» в 2005–2008 гг. (таблица 1) (Приложение 2).
Видим, что за исследуемый период объем доходов имеет тенденцию роста. В 2008 году сумма доходов запланирована в размере 4324,3 млн. руб., в том числе безвозмездные поступления – 1401,8 млн. руб., доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности 134,2 млн. руб. Сумма доходов в 2008 году в 1,9 раза больше, чем в 2004 году, а по сравнению с 2007 годом может превысить на 292 млн. руб.
При прогнозировании доходов учтены положения закона Калужской области от 01.10.2007 №341-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Калужской области «Об установлении нормативов, отчислений в местные бюджеты от отдельных региональных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащему зачислению в областной бюджет», в соответствии с которым установлены единые нормативы отчислений от:
- налога на прибыль организаций – 5% от доходов, зачисляемых в областной бюджет;
- налога на доходы физических лиц – 7% от доходов, зачисляемых в областной бюджет;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 100% от доходов, зачисляемых в областной бюджет;
- единый сельскохозяйственный налог – 100% от доходов, зачисляемых в областной бюджет;
- налога на имущества организаций – 30% от доходов, зачисляемых в областной бюджет.
Лимиты бюджетных ассигнований в виде контрольных цифр доводятся до управлений, комитетов, отделов, администраций округов, получающих средства из бюджета муниципального образования «Город Калуга».
Структура бюджета позволяет судить об устойчивости бюджета, отражает степень реализации концептуальных основ финансово – бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов.
Рассмотрим и проанализируем состав и структуру расходов бюджета МО «Город Калуга» на социально-культурную сферу (таблица 2).
Таблица 2. Состав и структура расходов бюджета МО «Город Калуга» 2004–2008 гг. (тыс. руб.)
Наименование
2004 г
2005 г
2006 г
2007 г
2008 г
факт
уд. вес, %
план
Всего
расходов
2002246
100
2275006
2699939
3773173
4518650
в том числе:
Образование
717479
35,8
988865
43,5
1188383
44,0
1398135
36,9
1609320
35,6
Культура, кинематография и СМИ
35670
1,8
72414
3,2
97444
3,6
98852
2,6
121781
2,7
Здравоохранение и спорт
413998
20,7
283149
12,4
382913
14,2
452145
11,9
460906
10,2
Социальная
политика
79345
4
147127
6,5
189911
7,0
252682
6,7
751506
16,6
итого расходов на социально-культурную сферу
1246492
62,3
1491554
65,6
1858652
68,8
2201813
58,2
2943513
65,1
По данным таблицы 2 видно, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета МО «Город Калуга» приходится на финансирование отраслей социально – культурной сферы: образования, здравоохранения и спорта, культуры и искусства, социальной политики. Следует отметить, что показатели бюджета муниципального образования «Город Калуга» по расходам на финансирование отраслей социально-культурной сферы обеспечивают основные гарантии медицинского, социального обслуживания населения, образования и культуры, оказания поддержки наименее обеспеченным гражданам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15