Рефераты. Механизм расходования средств бюджета муниципального образования на социально-культурную сферу

Также через местные бюджеты органы власти муниципалитетов могут финансировать создание и развитие муниципальных предприятий и организаций, тем самым, создавая новые рабочие места и решая социальные проблемы города, района. [47, с 256]

С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. Это значительно повышает с одной стороны степень ответственности органов местного самоуправления за проведение в жизнь принципов смешанной экономики, с другой – заставляет эти органы все активнее искать источники пополнения местных бюджетов.

Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально – культурные мероприятия, жилищно-коммунальное хозяйство.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств, на финансовое обеспечение задач и функций государства. [46, с 193]

В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывая их влияние на процесс расширенного воспроизводства.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов местного бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы в соответствии с новой бюджетной классификацией, состоят из следующих разделов:

1)                Общегосударственные вопросы;

2)                Национальная оборона;

3)                Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4)                Национальная экономика;

5)                Жилищно-коммунальное хозяйство;

6)                Охрана окружающей среды;

7)                Образование;

8)                Культура, кинематография, средства массовой информации;

9)                Здравоохранение и спорт;

10)           Социальная политика и т.д.;

Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

В последние годы государство снизило свою роль в управлении отраслями, усилило значение самоуправления предприятии, акционерных обществ. Несмотря на снижение роли государства во многих сферах рыночной экономики, оно объективно вынуждено расходовать значительные средства социальную сферу, науку и культуру.

В результате доля средств, направляемая через государственный бюджет на обеспечение социальной сферы, науки и культуры, увеличивается быстрее, чем на отрасли производства. Так, кстати, происходит не только в России, но и во многих зарубежных странах с развитой экономикой.

Необходимость развития науки, культуры, образования, медицинского обслуживания, искусства (в российской статистике их объединяют под названием «социально-культурная сфера» – совокупность отраслей, обеспечивающих реализацию социальной политики государства) определяется самим характером современного общества, которое нуждается в удовлетворении социально-культурных потребностей. [33, с 842]

По определению Бабича А.М.и Павловой Л.Н., расходы бюджета на социальные цели представляют собой выделение и использование финансовых ресурсов на социальную политику государства, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. [31, с 658]

По определению, которое приводит Поляк Г.Б., расходы бюджета на социальные цели – это затраты, возникающие в связи с выполнением государства своих задач и функций в социальной сфере.[50, с 245]

Все авторы придерживаются одной точки зрения и полностью раскрывают сущность данной проблемы.

Государство должно повышать роль в поддержке социально-культурных мероприятий выделением средств из государственного бюджета, сбалансированностью государственного бюджета.

Бюджетные средства на указанную сферу предоставляются в порядке бюджетного финансирования, т.е. без возврата их бюджету. Однако в конечном итоге указанные затраты – возмещаются обществу увеличением материальных и духовных благ, ростом общественного богатства. Выделение средств на социальную сферу соответствует политике, направленной на социальную ориентацию экономики. Социальная ориентация экономики предполагает подчинение экономики задачам развития личности. Необходимость формирования социально ориентированной экономики обусловлена следующими факторами:

• задачами сделать общественные отношения гуманными, предотвратить в обществе рост бедности и преступности;

• необходимостью создания нормальных условий жизни людей, рационального удовлетворения их материальных и духовных потребностей;

• задачами формирования эффективной системы социальной защиты, в том числе сдерживания роста безработицы, обеспечения пособий для нетрудоспособных лиц по болезни;

• задачами поддержания стабильного уровня реальных доходов хозяйств, проведения инфляционных мер и индексации доходов.[32, с 318]

Перейдем к характеристике каждого направления бюджетных расходов на финансирование социально-культурной сферы.

Образование – процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование – необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано воспитанием. [1]

Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном Законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. №12-ФЗ.

Под образованием в Законе «Об образовании» понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами.

Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего финансированием образовательных учебных учреждений.

И, как отмечено выше, деятельность учреждений образования не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т.е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.

Основные задачи в области финансирования учреждений образования: увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно развитых стран.

Вложения в отрасль «Образование» не пропадают бесцельно. Они дают эффективность, и в производственной, и в непроизводственной сфере. При определении эффективности вложений в отрасль «Образование» учитывается повышение производительности труда благодаря вовлечению в производство более квалифицированных рабочих и управленческих кадров. В непроизводственной сфере повышается качество услуг благодаря вовлечению в отрасль обучаемых, образованных кадров.

С развитием образования повышается духовный и культурный уровень населения страны.

В расходы на образование включены расходы на:

·                   дошкольное образование;

·                   общее образование;

·                   начальное профессиональное образование;

·                   среднее профессиональное образование;

·                   переподготовку и повышение квалификации;

·                   высшее профессиональное образование;

·                   прочие расходы в области образования.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.