Рефераты. Инвестиционный проект мероприятий, направленный на повышение рентабельности производства (на примере КПТУП "Мозырский городской молочный завод")

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с п. 13 вышеуказанного постановления КПТУП «Мозырский гормолзавод» не считается при этом потенциальным банкротом, т.к. коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами предприятия увеличился за 2002-2003гг. пока только до 0,29, тогда как удовлетворительным признается коэффициент, не превышающий 0,85.

2.3 Анализ показателей рентабельности производства предприятия


Основные источники резервов повышения уровня рентабельности – увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (); себестоимости () и уровня среднереализационных цен ():


 (2.1)


Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2.4.


Таблица 2.4 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель


2002 г.

Данные 2002 г., пересчитанные на объем продаж 2003 г.

2003 г.

А

1

2

3

Выручка от реализа-

ции продукции (без налогов), В

=6 869

=8 786

=9 583

Полная себестоимость реализован-

ной продукции, З

=6 702

=8 701

=9 848

Прибыль от реализации продукции, П

167

85

-265


Найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции (), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.

На данном предприятии индекс объема продаж составляет:


Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличится на 39,5 % и составить 233 млн. руб. (1671,3951).

Определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:


 млн. руб.


Определим сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:


 млн. руб.


По данным табл. 2.5 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

Изменение суммы прибыли произошло за счет:

–      объема реализации продукции

 млн. руб.

–      структура товарной продукции

 млн. руб.

–      средних цен реализации

 млн. руб.

–      себестоимости реализованной продукции

 млн. руб.;

Таблица 2.5 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показа-тель

Условия расчета

Порядок расчета

Сумма прибыли,

млн. руб.

объем реализации

Структура товарной продукции

цена

себестоимость

А

1

2

3

4

5

6

167

233

85

882

-265


Уровень рентабельности операционной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:


 (2.2)


Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2.4, 2.5:



в том числе:



Полученные результаты свидетельствуют о том, что снижение уровня рентабельности связано с повышением себестоимости реализованной продукции и удельного веса менее рентабельных видов продукции в общем объеме реализации.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции. Факторная модель этого показателя имеет вид:


 (2.4)


Расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности продукции произведем способом цепной подстановки (табл. 2.6):


Уровень рентабельности продукции вида А снизился в целом на 9,33% (-4,84-4,49). За счет повышения цены он возрос на 5,9% (10,39-4,49), а за счет повышения себестоимости продукции снизился на 15,23% (-4,84-10,39). Аналогичные расчеты делаем по каждому виду продукции.

Из табл. 2.6 видно, какие виды продукции на предприятии более доходные, как изменился уровень рентабельности за исследуемый период и какие факторы на это повлияли.


Таблица 2.6 Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции*

Средняя цена реализации 1 т., тыс. руб.

Себестоимость 1 т., тыс. руб.

Рентабельность, %

Изменение рентабельности, %

2002 г.

2003 г.

2002 г.

2003 г.

2002 г.

условная**

2003 г.

общее

за счет

цены

себе-стои-мости

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

A

372

393

356

413

4,49

10,39

-4,84

-9,33

+5,9

-15,23

B

587

613

560

601

4,82

9,46

2,00

-2,82

+4,64

-7,46

C

1 250

1 662

1 205

1 632

3,73

37,93

1,84

-1,89

+34,2

-36,09

* A-Молоко цельное (всего), B-Кисломолочная продукция, C-Другие виды продукции; ** При фактической цене и базовом уровне себестоимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.