По данным таблицы 4 видно, что в 2002 – 2004 годах финансирование по этим программам уменьшилось и по удельному весу, (с 1,19% до 0,11%) и по абсолютной величине: с 196383 до 40878 тыс. тенге, темп роста 20,82%. В бюджете же 2005 года происходит резкое увеличение финансирования этих программ: с 40878 до 156544 тыс. тенге и темп роста составил 382,95%.
Таблица 4 - Соотношение затрат на переподготовку и повышение квалификации по МОиН и другим администраторам
Администратор
Название
Сумма, тыс. тенге
Удельный вес в бюджете образования
%
225
МОиН
2002
2004гг
2005
2004
Образование
16452861
36128220
57371693
10/ повышение квалификации и переподготовка кадров на республиканском уровне
196383
1,19
023/повышение квалификации и переподготовка кадров гос. организаций образования
40878
0,11
023/ повышение квалификации и переподготовка кадров
619044
1,08
ИТОГО ДРУГИЕ АДМИНИСТРАТОРЫ
ЗА 2002 ГОД
351222
2,13
ЗА 2004 ГОД
412412
1,14
ЗА 2005 ГОД
1291213
2,25
Кроме программы 023 в республиканском бюджете 2005 года впервые появились программы 038 и 039 Целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров. И хотя доля этих программ в бюджете, включая программу 023, незначительна, всего 1,08%, но по абсолютной величине их финансирование увеличилось в 15,1 раза, темп роста составил 1514,4%.
Таким образом, в результате анализа динамики бюджета образования Республики Казахстан за 2002-2005 года выявлено, что бюджеты образования РК 2004, 2005 годов по сравнению с 2002 годом по абсолютной величине увеличились, а количество бюджетных программ уменьшилось.
Наибольший удельный вес в структуре бюджета образования РК приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием, строительству и реконструкции объектов образования и целевые трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астана и Алматы.
В бюджетах РК 2004, 2005 годов появились программы целевых трансфертов областным бюджетам, бюджетам городов Астаны, Алматы. В 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличилось и их количество, и их доля в бюджетах. Однако прозрачность бюджетов 2004, 2005 годов по сравнению с бюджетом 2002 года уменьшилась.
В 2005 году впервые выделены целевые текущие трансферты на переподготовку и повышение квалификации педагогических работников и на укрепление материально-технической базы областных (городских) институтов повышения квалификации педагогических кадров. Эти программы адм. 225 МОиН имеют наибольший темп роста в бюджете 2005 года.
Если проанализировать областные бюджеты на образования (рисунок 3), то видно, что в 2005 году бюджеты образования во всех рассматриваемых областях, кроме Карагандинской, по сравнению с 2004 годом по абсолютной величине уменьшились, также уменьшилось и количество бюджетных программ.
Рисунок 3 – Удельный вес расходов на образование в бюджетах областей Республики Казахстан (%)
Но вместе с тем доля образования в бюджетах этих областей в 2005 году возросла. С 2004 года в бюджетах областей нет программ, направленных на укрепление материально-технической базы, капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов образования (программы 064, 066, 072, 074, 073, 40, 30, 53, 77, 80). Можно предположить, что все эти программы объединены в программе 016, которая появилась в бюджетах СКО, ВКО и Карагандинской областей 2004 года. Стоимость программы 016 больше стоимости вместе взятых вышеуказанных программ 2003 года, но объединение их в одной программе снижает прозрачность бюджета: невозможно сделать вывод о том, на что идет и как изменяется финансирование мероприятий данной программы. Следует также отметить, что в 2004 году в бюджетах ЗКО и Жамбылской области нет и программы 016, и вышеперечисленных программ бюджета 2003 года. Также в 2004 году в бюджетах всех областей отсутствует программа 40 «Методологическое обеспечение на местном уровне», которая в 2003 году незначительно финансировалась только в ЗКО и Жамбылской области.
По удельному весу бюджета образования в расходах бюджета в 2004 году Карагандинская область (8,98%) находится на втором месте после Восточно-Казахстанской области (9,07%), а в 2005 году эти области поменялись местами: 11,6% в Карагандинской и 10,7 в ВКО. (Рисунки 4 и 5). И если по данному показателю Восточно-Казахстанская область в 2004 году находится на первом месте, то и темп роста расходов областного бюджета (117,09%) и темп роста бюджета образования (122,98%) в этой области самые низкие.
Рисунок 4 – Темп роста расходов областных бюджетов и бюджетов образования (%), 2004 год
Рисунок 5 – Темп роста расходов областных бюджетов и бюджетов образования (%), 2005 год
Таким образом, в 2004 - 2005 годах во всех областях, кроме Карагандинской, темпы роста бюджетов образования превышают темпы роста расходов областных бюджетов. Также только в Караганде в 2004 году не увеличилась, а наоборот снизилась, доля бюджета образования в расходах области. Но по абсолютной величине темп роста бюджета образования в Карагандинской области (126,1%)превышает самый низкий аналогичный показатель ВКО (122,9%).
В 2005 году по сравнению с 2004 годом темп роста бюджетов по всем областям несколько снижается, кроме бюджета образования Карагандинской области (142,3% в 2005 году против 126,1% в 2004 году).
В таблице 5 представлен перечень бюджетных программ областных бюджетов за период 2003-2004 года.
Таблица 5 - Перечень бюджетных программ областных бюджетов 2003/2004 гг.
№№ программ 2003
/2004 гг
Название программ
1
2
011/-
Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне
011/007
008/2
Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием на местном уровне
011/003
Повышение квалификации и переподготовка кадров на местном уровне МУ
020/4
Общеобразовательное обучение на местном уровне
32/5
Информатизация системы среднего образования на местном уровне
037/6
Приобретение и доставка учебников для обновления библиотечных фондов государственных учреждений среднего образования
061/8
Реализация программ дополнительного образования для детей и юношества на местном уровне
062/9
Проведение школьных олимпиад на местном уровне.
031/11
Начальное профессиональное образование на местном уровне
008/12
011/013
038 /14
Оказание психолого-медико-педагогической консультативной помощи населению по обследованию психического здоровья детей и подростков
052 / 15
Реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с проблемами в развитии
- / 16
Развитие объектов образования
064/ -
Укрепление материально-технической базы прочих организаций образования
066/ -
Капитальный ремонт учреждений начального общего, среднего общего образования
072/ -
Укрепление материально-технической базы учреждений начального общего, основного общего, среднего общего образования
074/ -
Укрепление материально-технической базы учреждений начального профессионального образования
073/ -
Капитальный ремонт учреждений начального профессионального образования
40 / -
Методологическое обеспечении е на местном уровне.
30 / -
Капительный ремонт прочих объектов образования на местном уровне
53 / -
Строительство объектов образования на местном уровне
77 / -
Укрепление материально-технической базы учреждений повышения квалификации
80 / -
Строительство сельских школ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8