4. Цель бюджетной программы.
Целью программы является определенный конечный результат, который должен быть достигнут при выполнении бюджетной программы. Цель бюджетной программы должна быть четкой, реалистичной и достижимой. Цель бюджетной программы формируется исходя, прежде всего, из задач стратегического развития страны, индикативного плана Республики, Индикативных планов социально-экономического развития областей, городов Астаны и Алматы, государственных, отраслевых (секторальных) программ, экономических и социальных программ развития территорий, а также функций государственного управления.
5. Задачи программы
Цель программы разбивается на отдельные задачи. Задачи программы отражают цель программы и должны быть ясными, четкими, конкретными и проверяемыми. Задачи должны представлять собой основные этапы достижения целей программы.
6. План мероприятий по реализации программы.
План мероприятий по реализации бюджетной программы представляет собой комплекс организационных, экономических, технических других действий с количественными характеристиками. В плане мероприятий указываются конкретные действия и мероприятия по реализации бюджетной программы с указание подпрограмм (в случае их наличия), по которым эти действия предусмотрены, ответственные исполнители (подведомственные государственные учреждения или сам администратор бюджетных программ) и сроки реализации каждого мероприятия по годам.
7. Ожидаемые результаты реализации бюджетной программы.
Данный пункт должен содержать количественные и качественные показатели, характеризующие достижение цели программы по годам. Показатели, характеризующие уровень выполнения программы и ее эффективность, должны быть доступными и проверяемыми.
В результате изучения теоретических основ финансирования образования из государственного бюджета было выявлено, что Государство обеспечивает выделение ежегодных бюджетных ассигнований на образование с учетом его приоритетности. Правительство Республики Казахстан утверждает гарантированный государственный норматив сети организаций образования в зависимости от плотности населения и отдаленности населенных пунктов.
Финансирование государственных организаций образования осуществляется за счет бюджетных средств с соблюдением требований, устанавливаемых государственными общеобязательными стандартами по уровням образования, и с учетом денежных и натуральных норм, а также норм оплаты труда, определяемых законодательством Республики Казахстан.
Далее проведем анализ расходов бюджета на финансирование образования в динамике за ряд лет и в разрезе республиканского, областного и городского бюджетов.
Стабилизация экономического положения страны позволила значительно увеличить расходы государственного бюджета на образование (таблица 1).
Таблица 1 – Расходы государственного бюджета на образование (млн. тенге)
2000
2001
2002
2003
2004
Дошкольное
воспитание и обучение
2975
3322
3880
4553
5742
Среднее общее образование
60007
67224
81744
98906
124979
Начальное
профессиональное образование
2693
3018
3910
5299
6540
Среднее
2662
2528
2989
3495
5001
Высшее
и послевузовское образование
8120
9344
11783
12763
15506
Прочие программы
4959
17640
14671
24505
33547
Итого
81416
103076
118977
149521
191315
в % к ВВП
3,1
3,2
3,4
3,8
Увеличение расходов государства на образование было не только абсолютным, но и в процентном отношении к ВВП несмотря на значительные темпы его роста.
В соответствии с функциональной классификацией расходы на образование в бюджетах всех уровней относятся к функциональной группе «04 Образование» (Ф-04). Названия, номера, количество программ, а также число администраторов, исполняющих программы Ф-04, из года в год изменяются.
В таблице 2 представлены данные о динамике изменения программ функциональной группы «04 Образование» в разрезе трех лет: 2002-2005.
Таким образом, после резкого уменьшения количества программ в 2004 (42 в 2004 году против 85 в 2002 году), в 2005 году количество программ группы образование увеличилось до 57.
Таблица 2 - Программы функциональной группы «04 Образование»
№№ п/п
Годы
Количество администраторов программ
функц. группы
04 Образование
Количество программ функц. группы
Всего программ
Программ администратора 225 МОиН
Программ других администраторов
1
19
85
48
37
2
12
42
21
3
2005
14
57
26
31
В таблице 3 и на рисунке 1 представлены сравнительные данные об общих расходах бюджета и расходах на финансирование образовательных программ.
Рисунок 1 – Удельный вес расходов на образование в бюджете РК (%)
Таблица 3 - Сравнительная таблица расходов бюджета и бюджета образования
Наименование
Бюджет Республики Казахстан
Абсолютное Отклонение расходов тыс. тг 2005/
2004гг
Уд. вес расходов на образование в расходах бюджета РК ( %)
Темп роста (%)
2002/
2004/
Расходы бюджета
567856905
1026969555
1089469412
62499857
-
180,85
106,09
В том числе на образование
16452861
36128220
57371693
21243473
2,90
3,52
5,27
219,59
158,80
Таким образом, по данным рисунка 1 видно, что в 2002 – 2005 годах расходы на образование стабильно растут. Причем темпы роста бюджета образования опережают темпы роста расходов республиканского бюджета. Увеличивается также и удельный вес бюджета образования в расходах республиканского бюджета (рисунок 2).
Рисунок 2 – Удельный вес программ в бюджете образования РК (%)
Таким образом, в структуре бюджетов 2002, 2004, 2005 годов наибольший удельный вес приходится на программы по подготовке специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием. (Рис. 2). Причем их доля в бюджете постепенно снижается от 70% в 2002 году до 37,12% в 2005 году. Но по абсолютной величине стоимость этих программ увеличивается и темп их роста в 2004/2005 годах составил 123%. Доля расходов республиканского бюджета на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием снижается: от 6,06% в 2002 году до 3,09% в 2005 году. По программам, исполняемым другими администраторами, темп роста составляет 114,03%, тогда как по программам, исполняемым администратором 225 МОиН темп роста 75,07%.
Интересна динамика финансирования программ по повышению квалификации и переподготовке кадров, исполняемых администратором 225 МОиН (таблица 4).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8