Рефераты. Формирование и использование местного бюджета

В 2004 году информационная система казначейства внедрена на всей территории республики.

Сегодня многими экспертами признается, что в Казахстане сформирована лучшая в Содружестве Независимых Государств современная интегрированная информационная система казначейства. Проект модернизации казначейства получил высокую оценку экспертов МВФ, МБРР и руководителей проектов из стран СНГ, Китая, Словакии, Палестины, Монголии, США, Болгарии. Модернизация системы казначейства признана уникальной моделью и рекомендована как потенциальная модель для возможности распространения опыта Казахстана среди других стран. Комитетом казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, по просьбе Правительства Китая, была организована демонстрация системы Казначейства. Приняты делегации из России, Кыргызстана, Монголии, Грузии, Узбекистана, Таджикистана. В апреле 2002 года проведена Международная конференция по бюджетной реформе и реформе казначейства, с участием руководителей Правительства, палат Парламента, министерств и ведомств Республики Казахстан, а также представителей 18 стран мира. Участники конференции обсудили перспективы и обменялись опытом развития системы казначейства страны.

Согласно Стратегии развития Казахстана до 2030 года, интегрированная информационная система казначейства направлена на обеспечение своевременного зачисления налогов и других платежей в бюджет, проведения бюджетных расходов, эффективного управления Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами финансовыми ресурсами и транспарентности исполнения государственного бюджета. Другими словами, интегрированная информационная система казначейства направлена на обеспечение главной цели, поставленной Президентом страны – эффективное управление государственными финансами.

За весь период деятельности Казначейство показало себя перспективно развивающимся финансовым институтом. Он является информационной основой для оперативного управления государственными финансами, с жестким контролем исполнения бюджетных процедур на всех уровнях. Все это осуществляется благодаря грамотной и квалифицированной работе сотрудников Казначейства, и обеспечению эффективного контроля за исполнением государственного бюджета.

Другими словами, в задачи новой казначейской системы входит учет всех предполагаемых и осуществляемых государственными учреждениями финансовых операций и четкий контроль за их исполнением.

В октябре 2005 года представительством компании Hewlett –Packard в СНГ Комитету казначейства от имени Всемирного компьютерного фонда были вручены медаль и сертификат международной программы The ComputersworldHonors «Поиск новых героев» в категории «Государственные и некоммерческие организации» за внедрение Интегрированной информационной системы казначейства.

На сегодняшний день перед органами казначейства стоят задачи по дальнейшему совершенствованию интегрированной информационной системы казначейства, нормативных правовых актов по исполнению бюджетов, участие в создании и внедрении «Электронного Минфина», а также в мероприятиях в рамках создания «Электронного правительства».

В этом году исполнилось 15 лет со дня образования казначейской системы Республики Казахстан.

Еще в 18 веке при Петре I для управления государственными доходами и рассмотрения смет расходов была учреждена камер-коллегия, которая позже была преобразована в отдельное казначейство при каждом министерстве. Однако такая разветвленная и разнородная система была неудобная, и ее место занял департамент государственного казначейства в составе Министерства финансов.

После Октябрьской революции на первых порах была сохранена казначейская система исполнения бюджета, а в 1925-1928 годах в результате реформ кассовое исполнение бюджета перешло к банковской системе, и казначейство Наркомфина было упразднено.

После обретения Казахстаном независимости исполнением государственного бюджета занимались Национальный банк РК и Министерство финансов.

Переход страны на рыночную экономику привел к возникновению многочисленных коммерческих банков, что разрушало прежнюю централизованную кассовую систему, вследствии неконтролируемые денежные средства или находились без движения, или, наоборот, их отсутствие вынуждало прибегать к заимствованию, что увеличивало будущие расходы, ослабляло контроль за расходованием средств и другие негативные явления.

Поэтому, учитывая уроки прошлого и международные стандарты исполнения бюджета, Указом Президента Республики Казахстан от 27 января 1994 года было образовано Главное управление казначейства при Министерстве финансов Республики Казахстан, которому были переданы функции бюджетного управления по бухгалтерскому учету, а также методологии бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и финансовой системе. После были сформированы территориальные управления казначейства во всех регионах.

В 1995 году Указом Президента Республики Казахстан на базе расчетно-кассовых центров Национального банка был создан Бюджетный банк, образованный на переходный период с тем, чтобы его подразделения и областные управления казначейства в тесном сотрудничестве осваивали новую технологию обработки платежей бюджетных учреждений с учетом новой бюджетной классификации.

В июне 1996 года был открыт единый казначейский счет (ЕКС) в Национальном банке, на котором аккумулировались денежные средства из республиканского и местных бюджетов. Казначейством был разработан механизм проведения платежей по ЕКС, создано программное обеспечение, которое позволило каждый день отслеживать состояние бюджета: доходы, расходы, остаток денежных средств по областям и в республике в целом.

В январе 1998 года Бюджетный банк был ликвидирован, а функции кассового исполнения бюджета перешли в территориальные органы казначейства.

В сентябре этого же года в соответствии с очередной реформой в бюджетной системе республики функции финансового контроля передаются казначейству.

Таким образом, в течение одного года произошло слияние трех крупных финансовых организаций, и до 1 марта 2000 года на органы казначейства наряду с обеспечением предварительного контроля была возложена функция последующего контроля за использованием средств государственного бюджета.

В соответствии с положением о Комитете казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 октября 2004 года № 1449, Комитету казначейства переданы функции по формированию и уточнению сводного финансового плана финансирования республиканского бюджета на текущий финансовый год; выдаче, обслуживанию и возврату бюджетных кредитов и средств, отвлеченных из республиканского бюджета; обеспечению учета правительственных и гарантированных государством долговых обязательств и требований, операций по снятию средств со счетов правительственных внешних займов; учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, поступивших в собственность государства по отдельным основаниям, контрольно-надзорные функции по обеспечению мониторинга по освоению бюджетных средств и учета расходов государственных учреждений; управлению правительственным и гарантированным государством долгом, за соблюдением требований по задолженности республиканскому бюджету.

Проведение бюджетных реформ в Казахстане вызвало необходимость модернизировать действующую систему казначейства. Для этого Правительством Казахстана в 1996 году было подписано соглашение с Международным банком реконструкции и развития.

На основе программного обеспечения ORACLE разработана новая казначейская система, позволяющая проводить действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях, фиксировать перечисление бюджетных средств в режиме реального времени, отслеживает их расходование по целевому назначению. Система включает в себе функциональные модули: главная книга, управление поступлениями в бюджет, выдача казначейских и финансовых разрешений, управление наличностью, управление и контроль обязательств, управление платежами, интерфейс между казначейской и платежной системами, учет активов, учет государственного долга и кредитования, гарантированного государством долга.

В 2004 году информационная система казначейства внедрена на всей территории республики.

Сегодня в Казахстане сформирована лучшая в СНГ современная интегрированная информационная система казначейства. Проект модернизации казначейства получил высокую оценку МВФ, МБРР и руководителей проектов из стран СНГ, Китая, Словакии, Палестины, Монголии, США, Болгарии и признан уникальной моделью. По мнению экспертов Всемирного банка, казначейство Казахстана занимает второе место в мире, уступив лишь Турции.

За весь период деятельности казначейство показало себя перспективно развивающимся финансовым институтом. Он является информационной основой для оперативного управления государственными финансами с жестким контролем исполнения бюджетных процедур на всех уровнях. Как было отмечено Главой Правительства: «Казначейство — это сердце, кровеносный сосуд всей государственной службы».

Выполнение поставленных перед казначейством задач возложено на огромный коллектив. Сегодня центральный аппарат и 188 областных, городов Астана и Алматы департаментов казначейства, районных и городских управлений обслуживают более 15 тыс. учреждений.

Каждый областной департамент казначейства — это самостоятельный коллектив со своими проблемами и задачами, которые определяются спецификой их функционирования с учетом местоположения, численности проживающего населения, наличия производственной и социальной базы; от их оперативной работы зависит жизнедеятельность регионов.

На сегодняшний день перед органами казначейства стоят задачи по реализации Послания Главы государства, обеспечение неукоснительного соблюдения бюджетного законодательства, информационной безопасности и интеграция с другими информационными системами. Одним из важных задач является внедрение электронного документооборота «Казначейство — Клиент», позволяющего существенно сократить время обслуживания, операционных и транспортных затрат, улучшить качество обработки платежных документов.

Отрадно отметить, что за короткий срок нашей стране удалось поднять на качественный уровень исполнения государственного бюджета, обеспечить прозрачность движения бюджетных средств. В этом есть и немалая заслуга казначеев. Но для того чтобы достичь тех целей, к которым стремится народ Казахстана, нам всем надо приложить немало усилий, опыта и знаний.

Поступления в местные бюджеты Республики Казахстан включают следующие виды:

1) доходы местных бюджетов;

2) полученные официальные трансферты от вышестоящих бюджетов, юридических и физических лиц, иностранных государств;

3) погашения основного долга по ранее выданным из местных бюджетов кредитов.

В свою очередь, доходы состоят из:

а) поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;

б) неналоговых поступлений;

в) доходов от операций с капиталом.

Закрепленные за местными бюджетами налоги, сборы и обязательные платежи на 2001 год включали:

корпоративный подоходный налог, собираемый в административно-территориальной единице, в размере 50%;

акцизы на спиртосодержащие напитки, игорный бизнес в размере 50%;

индивидуальный подоходный налог;

социальный налог;

налог на имущество;

земельный налог;

налог на транспортные средства;

доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам в части, поступающей в местные бюджеты;

сборы, платы, пошлины (за исключением сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг).

Неналоговые поступления в местные бюджеты включают:

дивиденды на акции предприятий, являющихся коммунальной собственностью;

доходы от лотерей, проводимых местными органами;

вознаграждения (интересы) за кредиты из местных бюджетов;

поступления от продажи имущества, принадлежащего местным органам;

поступления от реализации услуг со стороны государственных учреждений, подведомственных местным органам;

поступления от аренды имущества коммунальной собственности;

поступления от государственных закупок, организуемых государственными учреждениями, подведомственными местным органам;

поступления от аренды земельных участков;

платежи за загрязнение окружающей среды в местные государственные фонды охраны окружающей среды в размере 50%;

прочие административные сборы;

административные штрафы и санкции, взимаемые государственными учреждениями, подведомственными местным исполнительным органам;

иные поступления, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.