Анализ динамики показывает, что профицит федерального бюджета включает в себя сальдовые величины по увеличению (привлечению) и уменьшению (погашению) источников финансирования дефицита федерального бюджета, которые в 2009 - 2011 годах увеличиваются как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также изменение остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которые снижаются относительно ВВП с 4,2% до 3,2% и направляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Сбалансированность федерального бюджета обеспечивается с учетом концепции ненефтегазового баланса федерального бюджета. Предусматривается, что возникающий в результате такой конструкции федерального бюджета ненефтегазовый дефицит федерального бюджета будет покрываться за счет увеличения источников финансирования дефицита федерального бюджета (сальдо) в 3,6 раза в 2011 году по сравнению с 2008 годом.
Расчет Счетной палаты объемов финансирования ненефтегазового дефицита приведен в следующей таблице №15 (млрд. руб)
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
закон
оценка
проект
1
Доходы без учета нефтегазовых доходов
4716,6
4952,6
6234,60
7207,40
8201,5
2
Расходы
7021,9
7412,9
9 024,6
10 320,3
11 317,7
3
Ненефтегазовый дефицит (расчет без учета доходов от управления Резервным фондом и ФНБ)
-2305,3
-2460,3
-2790,0
-3112,9
-3116,2
4
% ВВП
5,5
5,6
5,4
5,3
4,6
Финансирование ненефтегазового дефицита
5
Нефтегазовый трансферт
2135,0
2531,1
2661,6
2501,6
6
5,1*)
4,8
4,9
4,5
3,7
7
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
170,3
258,9
451,3
614,6
8
0,4
0,5
0,8
0,9
9
Сумма нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета
2305,3
2790,0
3112,9
3116,2
Разница стр 3 - стр.9
0,0
-155
Счетная палата отмечает, что в расчет ненефтегазового дефицита не включены доходы от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (в 2009 году - 77,2 млрд. рублей, в 2010 году - 160 млрд. рублей, в 2011 году - 216,2 млрд. рублей), что не соответствует статье 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанные доходы не включены и в доходы федерального бюджета, что не соответствует статье 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Объем нефтегазового трансферта на 2009 год определен в части 1 статьи 1 законопроекта в размере 2 531,1 млрд. рублей, или 4,9% ВВП, что на 0,6 процентного пункта ниже предельного норматива на 2009 год (не превышает 5,5% ВВП), установленный в статье 96 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По мнению Счетной палаты, возможно сохранить нефтегазовый трансферт на ранее определенном уровне, уменьшив отчисления в Фонд национального благосостояния (далее - ФНБ) и сократив при этом объемы внутренних заимствований. Предусматривается, что в 2011 году нефтегазовый трансферт составит 2 501,6 млрд. рублей, или 3,7% ВВП, что соответствует нормативу, установленному на 2011 год.
Исходя из сокращения к 2011 году объемов нефтегазового трансферта законопроектом предусмотрено увеличение источников финансирования дефицита федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита.
Динамика источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2008 - 2011 годах приведена в таблице №16 (млрд. руб)
198-ФЗ
(с изм) *)
отклонение
Проект
234,1
24,8
332,3
119,0
в% ВВП
0,6
-0,1
0,7
0,1
увеличение источников финансирования дефицита федерального бюджета
-
569,1
609,4
40,3
744,1
882,7
138,6
1100,9
уменьшение источников финансирования дефицита федерального бюджета
-335,0
-350,5
15,5
-411,8
-431,4
19,6
-486,3
Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
335,3
333,1
374,0
40,9
439,6
581,6
142,0
782,6
увеличение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
541,1
584
42,9
715,7
859,6
143,9
1077,4
уменьшение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета
-208,0
-210,0
2,0
-276,1
-278,0
1,9
-294,8
Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
-165,0
-99,0
-115,1
16,1
-107,3
-130,3
23,0
-168,0
увеличение источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
28,0
25,4
-2,6
28,4
23,1
-5,3
23,5
уменьшение источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
-127,0
-140,5
13,5
-135,7
-153,4
17,7
-191,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13