Рефераты. Финансовые механизмы управления формированием и использованием прибыли строительной организации

Кроме производственной и предпринимательской деятельности источником образования прибыли предприятия может быть его монопольное положение по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Этот источник поддерживается за счет постоянного совершенствования технологии, обновления выпускаемой продукции, обеспечения ее конкурентоспособности. [17. 352]

На изменение прибыли влияют две группы факторов: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся природные условия; транспортные условия; социально-экономические условия; уровень развития внешнеэкономических связей; цены на производственные ресурсы и др.

Внутренними факторами изменения прибыли могут быть основные факторы (объем продаж, себестоимость продукции, структура продукции и затрат, цена продукции); неосновные факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины (неправильное установление цен, нарушения условий труда и качества продукции, ведущие к штрафам и экономическим санкциям и др.).

При выборе путей увеличения прибыли ориентируются в основном на внутренние факторы, влияющие на величину прибыли. Увеличение прибыли предприятия может быть достигнуто за счет:

-увеличения выпуска продукции;

-улучшения качества продукции;

-продажи излишнего оборудования и другого имущества или сдачи его в аренду;

-снижения себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

-диверсификации производства;

-расширения рынка продаж и т.д.

Распределение прибыли

Принцип распределения прибыли строительной организации можно представить следующим образом:

– прибыль, получаемая организацией в результате финансово-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и организацией;

– прибыль государству поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

– прибыль, остающаяся, в распоряжении организации после налогообложения, называется чистой прибылью, и ее в первую очередь направляют на инвестицию, на прирост основного и оборотного капитала, на покрытие убытков прошлых лет и отчислений в резервный капитал, а также на выплату дивидендов, доходов и расходов социального характера.

Укрупненно принцип распределения прибыли можно представить в виде схемы.

 В условиях развития рыночных отношений государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования. На первом этапе в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами строи тельная организация, если это предусмотрено уставом организации, формирует резервный фонд, за счет которого покрываются убытки и другие непредвиденные затраты, выплачиваются дивиденды при недостатке прибыли, а при ликвидации организации погашается кредиторская задолженность.

После отчисления чистой прибыли в резервный фонд строительная организация (собственников имущества или собрание акционеров) независимо от организационно-правовой формы формирует фонды потребления и накопления.

За счет средств фонда накопления осуществляются такие расходы, как:

– строительство объектов производственного назначения, реконструкция, техническое перевооружение основных и подсобных производств;

– модернизация оборудования, приобретение строительных машин, оборудования, транспортных средств и других средств производства;

– освоение новой техники и технологий производства строительно-монтажных работ;

– затраты на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы;

– строительство жилья и объектов социально-культурной сферы;

– осуществление капитальных природоохранных мероприятий;

– развитие подсобно-вспомогательного хозяйства;

– погашение долгосрочных ссуд банков и процентов по ним;

– взносы в качестве вкладов учредителей в уставный капитал других предприятий;

– отчисления в вертикально интегрированные компании, в состав которых входит организация;

– приобретение ценных бумаг других предприятий и затраты, связанные с выпуском и распространением ценных бумаг;

– другие расходы, связанные с использованием прибыли на развитие.

Средства фонда потребления расходуются на различные социально направленные выплаты. В частности, к таким расходам относятся:

– расходы на материальное поощрение, премирование, единовременное пособие работникам организации;

– расходы на бесплатное питание, компенсацию стоимости питания, лечение, культурно-оздоровительные мероприятия для работников и членов их семей;

– расходы на обучение, оказание помощи учебным заведениям, на содержание объектов общественного питания, здравоохранения, культуры, отдыха и спорта;

– расходы на содержание находящихся на балансе строитель ной организации учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений;

– отчисления на содержание аппарата управления объединений, ассоциаций, концернов и других вышестоящих органов управления;

– возмещение расходов сверх установленных норм при направлении работников для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, за подвижной и разъездной характер их деятельности, за производство работ вахтовым методом;

– возмещение командировочных расходов сверх установленных норм;

– страхование работников организации (кроме обязательного социального и медицинского страхования);

– другие социальные расходы.

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):



где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):


где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Повышению уровня рентабельности способствуют, увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.


1.2 Порядок формирования Отчета о прибылях и убытках


Отчет о прибылях и убытках это документ, который раскрывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчетным периодом признаются – квартал, полугодие, девять месяцев, год. Т.е. отчет о прибылях и убытках составляется нарастающим итогом с начала года. Порядок его формирования и содержание показателей установлен следующими показателями по бухгалтерскому учету: ПБУ 4/99, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 18/02 и др.

В составе указанной формы выделяются:

- доходы и расходы по обычным видам деятельности;

- прочие доходы и расходы;

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

В разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» сопоставляются доходы и расходы по обычным видам деятельности, выявляется валовая прибыли и прибыль от продаж.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Выручка в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

·                   организации имеют право на получение этой выручки, которое закреплено в конкретном договоре или подтверждено иным соответствующим образом;

·                   сумма выручки может быть определена;

·                   имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции организация будет иметь увеличение экономических выгод. Уверенность есть в том случае, если организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении его получения;

·                   право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

·                   расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены

Показатель себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг отражает расходы по обычным видам деятельности, представляющие затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.