Рефераты. Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций p>
Детальная структура годового отчета не регламентируется, однако при его подготовке необходимо учитывать требования других учетных стандартов, что в определенной степени оказывает косвенное влияние на состав и последовательность включаемых в отчет материалов.


Анализ западной учетно-аналитической практики показывает, что проблеме структурирования годового бухгалтерского отчета уделяют большое внимание не только международные, но и национальные бухгалтерские институты. В качестве примера можно привести практику регулирования этого раздела бухгалтерского учета в Бельгии. Так, рекомендованная национальными учетными стандартами этой страны аналитическая записка, содержащая расшифровки и примечания к отчетности, весьма детализирована и содержит 19 разделов. Также детализированы рекомендуемые стандартные форматы отчетности – около 100 показателей на отчетную дату в балансе и около 70 статей в отчете о прибылях и убытках.


Культура составления отчета – немаловажный фактор успешного ведения бизнеса как с позиции самой компании, подготовившей отчет, так и с позиции ее внешних контрагентов.


Во-первых, хорошо структурированный отчет позволяет руководству предприятия и его владельцам по-новому взглянуть на состояние дел на предприятии, достигнутые результаты финансово-хозяйственной деятельности, определиться с перспективами ее развития.


Во-вторых, для контрагентов предприятия бухгалтерский отчет в большей степени становится основным информационным документом, подтверждающим возможность и экономическую целесообразность взаимодействия с данным предприятием.


В-третьих, отчет — это своеобразный способ рекламы деятельности (нередко первым шагом фирмы-контрагента при установлении производственных контактов является запрос о возможности ознакомления с годовым бухгалтерским отчетом потенциального партнера), поэтому от того, насколько грамотно и привлекательно составлен отчет, может в значительной степени зависеть результат предстоящих переговоров о сотрудничестве. Правило – прежде чем подписывать контракт, ознакомься с годовым отчетом контрагента – непреложная истина для любого бизнесмена.


В западной учетно-аналитической практике накоплен значительный опыт в подготовке годового отчета, его структурировании и оформлении. В частности, типовая структура отчета может содержать следующие разделы:

24. краткая характеристика деятельности предприятия (основное содержание раздела составляют некоторые основные показатели, наиболее выгодно характеризующие предприятие, виды и географические сферы деятельности и др.);
25. обращение главы предприятия (президент, директор);
26. отчет администрации (характеристика производственной, коммерческой и инвестиционной деятельности, оценка финансового положения, характеристика научно-технического уровня предприятия, его природоохранная деятельность и др.);
27. бухгалтерская отчетность;
28. пояснения к бухгалтерской отчетности (характеристика учетной политики, структуры и вида основных средств и нематериальных активов, финансовых вложений, дебиторской и кредиторской задолженности, издержек производства и обращения, ликвидности и финансовой устойчивости и т.д.);
29. аудиторское заключение;
30. данные о котировке ценных бумаг предприятия;
31. прочая информация (состав высшего выборного органа управления, состав администрации, информация о наиболее существенных инвесторах и т.д.).

В общем виде методикой экспресс-анализа отчетности предусматривается анализ ресурсов и их структуры, результатов хозяйствования, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс-анализа – отбор небольшого количества наиболее существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей и постоянное отслеживание их динамики. Отбор субъективен и производится аналитиком.


Один из вариантов отбора аналитических показателей для определения экономического потенциала предприятия и оценки результатов его деятельности приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа

|Направление (процедура) |Показатель |
|анализа | |
|1. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ |
|1.1. Оценка имущественного |1. Величина основных средств и их доля|
|положения |в общей сумме активов; |
| |2. Коэффициент износа основных |
| |средств; |
| |3. Общая сумма хозяйственных средств, |
| |находящихся в распоряжении предприятия|
| | |
|1.2. Оценка финансового |1. Величина собственных средств и их |
|положения |доля в общей сумме источников; |
| |2. Коэффициент покрытия (общий); |
| |3. Доля собственных оборотных средств |
| |в общей их сумме; |
| |4. Доля долгосрочных заемных средств в|
| |общей сумме источников; |
| |5. Коэффициент покрытия запасов; |
|1.3. Наличие “больных” статей|1. Убытки; |
|в отчетности |2. Ссуды и займы, не погашенные в |
| |срок; |
| |3. Просроченная дебиторская и |
| |кредиторская задолженность; |
| |4. Векселя выданные (полученные) |
| |просроченные; |
|2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|2.1. Оценка прибыльности |1. Прибыль; |
| |2. Рентабельность общая; |
| |3. Рентабельность основной |
| |деятельности; |
|2.2. Оценка динамичности |1. Сравнительные темпы роста выручки, |
| |прибыли и авансированного капитала; |
| |2. Оборачиваемость активов; |
| |3. Продолжительность операционного и |
| |финансового цикла; |
| |4. Коэффициент погашаемости |
| |дебиторской задолженности; |
|2.3. Оценка эффективности |1. Рентабельность авансированного |
|использования экономического |капитала; |
|потенциала |2. Рентабельность собственного |
| |капитала; |

Большинство из представленных в табл. 1.1 показателей, равно как и тенденции их изменения, имеют достаточно наглядную экономическую интерпретацию, поэтому ограничимся лишь некоторыми комментариями.


Амортизация представляет собой процесс распределения на готовую продукцию единовременных затрат в основные средства. Поэтому коэффициент износа, зависящий от принятой методики производства амортизационных отчислений, строго говоря, не отражает фактического износа основных средств, равно как коэффициент годности не дает точной оценки их текущей стоимости. Это происходит по ряду причин. В частности, на законсервированные оборудование и транспортные средства начисляется амортизация на полное восстановление, т.е. физически эти средства не снашиваются, но общая оценка изношенности основных средств меняется. Что касается текущей стоимостной оценки технических средств и степени ее соответствия расчетной величине остаточной стоимости, то в принципе они зависят от таких факторов, как темп инфляции, состояние конъюнктуры и спроса, правильность определения полезного срока эксплуатации основных средств и т.п.


Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.


Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов.


Говоря о ликвидности предприятия, имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных контрактами. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.


Очевидно, что ликвидность и платежеспособность не тождественны друг другу.
Так, коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и просроченную дебиторскую задолженность.


Оценка ликвидности и платежеспособности может быть выполнена с определенной степенью точности. В частности, в рамках экспресс-анализа платежеспособности обращают внимание на статьи, характеризующие наличные деньги в кассе и на расчетных счетах в банке. Это и понятно: они выражают совокупность наличных денежных средств, т.е. имущества, которое имеет абсолютную ценность, в отличие от любого иного имущества, имеющего ценность лишь относительную. Эти ресурсы наиболее мобильны, они могут быть включены в финансово-хозяйственную деятельность в любой момент, тогда как другие виды активов нередко могут включаться лишь с определенным временным лагом.
Искусство финансового управления как раз и состоит в том, чтобы держать на счетах лишь минимально необходимую сумму средств, а остальную часть, которая может понадобиться для текущей оперативной деятельности, – в быстрореализуемых активах.


Таким образом, для экспресс-оценки чем значительнее размер денежных средств на расчетном счете, тем с большей вероятностью можно утверждать, что предприятие располагает достаточными средствами для текущих расчетов и платежей. Вместе с тем наличие незначительных остатков на расчетном счете вовсе не означает, что предприятие неплатежеспособно – средства могут поступить на расчетный счет в течение ближайших дней, некоторые-виды активов при необходимое” и легко превращаются в денежную наличность и пр.


О неплатежеспособности свидетельствует, как правило, наличие “больных” статей в отчетности (“Убытки”, “Кредиты и займы, не погашенные в срок”,
“Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность”, “Векселя выданные просроченные”). Следует отметить, что последнее утверждение верно не всегда. Приведем две наиболее характерные причины.


Во-первых, фирмы-монополисты могут сознательно идти на нестрогое соблюдение контрактов со своими поставщиками и подрядчиками (логика здесь проста: не будете следовать нашим правилам игры, мы найдем вам замену). Именно такая ситуация сложилась в настоящее время в отношениях крупных универмагов и поставщиков товаров, – универмаги нередко не соблюдают сроки уплаты за поставленные товары.


Во-вторых, в условиях инфляции непродуманно составленный договор на предоставление кратко- или долгосрочной ссуды может вызывать искушение нарушить его и уплачивать штрафы обесценивающимися деньгами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.