Рефераты. Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций p>
В оперативном управлении циклом потока денежных средств важное место отводится специальным форматам. Для этих целей чаще других используется формат платежного календаря. Важно, чтобы этот документ являлся базой управления денежными потоками, а проще – с него должен начинаться рабочий день финансиста и им заканчиваться.


Например, сегодня в России стало модным называть оперативное планирование и контроль денежных потоков бюджетным управлением. Но это по существу другая модель. На Западе с давних пор фирмы используют бюджетное управление, есть стандартные схемы построения и использования бюджетного управления. Их называют логистикой бюджетирования.


Бюджетирование потока денежных средств — это комплекс мер и инструментов прогнозирования и систематического регулирования или оперативного управления кругооборота денежных средств фирмы.


Стандартная схема бюджетного управления предполагает участие в нем большей части управленческого персонала фирмы. Но эффект от этого достигается лишь при наличии общей высокой финансовой культуры на фирме. По этой причине бюджетное управление с огромным трудом внедряется в отечественной практике.
Многие отечественные фирмы предпочитают испытанную в течение десятилетий схему управления ограниченным числом специалистов, а важнейшим управленческим документом является платежный календарь.


Построение платежного календаря обычно не вызывает серьезных затруднений, поскольку это всего лишь свод заранее известных притоков и оттоков денежных средств во времени, поэтому его часто сравнивают с "бюджетом домохозяйки".
Платежный календарь составляется в разрезе недель, декад, месяцев, кварталов в зависимости от динамики изменений в хозяйственной жизни фирмы.
Кроме того, важно иметь в виду: периодичность платежного календаря должна быть синхронизирована с периодичностью реструктуризации цикла потока денежных средств. Только при этом условии платежный календарь становится важным документом в повседневной работе фирмы.

3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.


3.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ.


Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.


В широком смысле контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениями и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел в различных областях общественной и государственной жизни, выявить те факторы и условия, которые отрицательно сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.


Контроль дает информацию о том, какие процессы происходят в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.


Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.


По определению, финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.


Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении.


Результатами финансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.


Количественные показатели представлены, например, данными о суммах допричисленных налогов, о величине завышения финансирования бюджетных учреждений или недостаточного финансирования их. Эти данные наряду с показателями бухгалтерской, статистической отчетности образуют базы финансовой информации. Собранная информация анализируется и используется в прогнозировании, планировании, оперативном управлении финансами. Она позволяет определить источники и размеры реального увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного использования.


Финансовый контроль выступает как механизм обратной связи в цепочке от постановки целей и задач финансовой политики до получения практических результатов развития экономики. Полученные в ходе финансового контроля цифры и факты, их анализ являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых прогнозов, планов, перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений. А вновь созданные планы, формы и методы реализации финансовых отношений опять нуждаются в контроле.


Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.


Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.


Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.


Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).


Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.


Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.


Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:


. содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;


. обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;


. выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;


. содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;


. обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;


. содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.


Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

3.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.


Финансовый контроль в зависимости от целей, задач и функционального назначения подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) контроль. В свою очередь государственный финансовый контроль подразделяется на общегосударственный и ведомственный.


Общегосударственный финансовый контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности. В нашей республике этот контроль осуществляется такими органами, как Комитет государственного контроля, Государственный налоговый комитет,
Государственный комитет финансовых расследований, Министерство финансов,
Национальный банк, Государственный таможенный комитет и др. Каждый из названных органов финансового контроля имеет свои функциональные обязанности и цели.


Комитет государственного контроля – выступает в качестве центрального органа контроля за соблюдением органами исполнительной власти Республики
Беларусь, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности законодательства, в том числе в области финансов.
Министерство финансов проверяет правильность составления и исполнения бюджетов областей и других административных территорий, обращая особое внимание на правильность и эффективность использования средств централизованного фонда государства. Государственный налоговый комитет и его территориальные звенья проверяет правильность и своевременность расчетов плательщиков с бюджетом по налогам и сборам. Банки могут проверять финансовое состояние клиента с целью установления реальной возможности своевременного возврата ссуд и уплаты процентов по ним.


Ведомственный финансовый контроль подразделяется на внутриведомственный и внутрихозяйственный.


Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют все министерства, ведомства, объединения по отношению к подведомственным им предприятиям, организациям, учреждениям. Для осуществления внутриведомственного финансового контроля в составе министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов создаются контрольно-ревизионные группы, контрольно-ревизионные отделы или контрольно-ревизионные управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.