Рефераты. Финансовые методы повышения эффективности работы предприятий, организаций p>
Меры, которые можно относительно легко предпринять для достижения этой цели, сосредоточены в трех основных областях:

а) формирование цен под воздействием конкурентных рыночных сил, б) разработка прозрачной и справедливой правовой базы, соответствующей международным стандартам, в) создание благоприятной среды.

Рекомендованные здесь действия в равной мере важны для привлечения как внутренних, так и иностранных инвестиций. Отношение и ко внутренним, и к иностранным инвесторам должно быть одинаковым. Опыт других стран свидетельствует о том, что доля внутренних инвесторов в общем годовом объеме инвестиций составляет примерно 80– 90%. Поэтому они имеют чрезвычайное значение для общей стратегии экономического роста.


Цены, формируемые рынком.


Одним из слагаемых успеха в осуществлении перехода от системы административного регулирования к рыночной экономике является размещение ресурсов на основе формирования цен под действием рыночной конкуренции. Без конкурентного формирования цен рыночная экономика потерпит крах. В рыночной экономике цены являются по существу единственным ориентиром для эффективного размещения ресурсов.


Инфляция, административное регулирование цен или ограничение рентабельности, субсидии, монополистические рыночные структуры, препятствия созданию и закрытию предприятий, установление цен государственными предприятиями, необоснованные налоговые ставки и барьеры внешней торговле – все это искажает цены, уменьшая тем самым перспективы для эффективного использования ресурсов и быстрого улучшения жизненного уровня. Если инвестор не может руководствоваться решением правительства о том, что цены формируются рынком, если существует серьезный риск, что правительство вмешается в формирование цен, то велик и риск того, что доходы обернутся потерями, а инвестор обратит свой взор на другие рынки.


В условиях системы административного регулирования, унаследованной
Беларусью от советской эпохи, цены были скорее элементом бухгалтерского учета, чем механизмом принятия решений в производстве и потреблении. Цены устанавливались посредством волевых решений, а не конкурентных сил спроса и предложения. Когда предприятие получало "сверхприбыль" при преобладавшем административном регулировании цен, то ее излишки изымались у предприятий с помощью налогов или их участием в содержании различных социальных объектов.
Когда директивные цены на производственное сырье и продукцию приводили предприятия к убыткам, правительство прибегало к помощи субсидий, выделению централизованных капиталовложений и целевых кредитов банковской системы.


Начав переход к рыночной экономике, Беларусь приступила к либерализации цен, чтобы их формирование происходило под воздействием рыночных сил. В некоторых областях экономики эта задача почти решена. Например, к 1995 году практически вся продукция промышленности была свободна от всех видов ценового контроля. Это было большим достижением. Большинство сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки также было освобождено от ценового регулирования. Однако все еще существует ограничение торговых надбавок на черный хлеб, молоко, мясо и т.д.


Бесплатных обедов не бывает. Как и многие правительства в странах третьего мира, Беларусь стремилась помочь бедным путем установления искусственно низкой цены на хлеб. Хлеб является особенно важным источником питания для бедных, поэтому данный подход на первый взгляд кажется разумным. Однако у него есть серьезные недостатки, и это, в конечном итоге, дорого обходится всем, включая бедных.


Если выпечка буханки хлеба стоит, скажем, 50 центов, а ее продают за 25 центов, то убытки хлебозавода должны компенсироваться, иначе он разорится.
В Беларуси частичной компенсацией являются искусственно низкие цены на муку, основанные на искусственно низких ценах на зерно, закупаемое у сельскохозяйственных предприятий через государственную систему торговли зерном. Например, в 1995 году государственная закупочная цена на зерно составляла только 65 долларов США за тонну при мировой цене 121 доллар США за тонну. Этот подход перекладывает бремя субсидирования цен на хлеб на фермеров, получающих за зерно меньше, чем стоит его производство. В результате этого и аналогичной практики ценообразования на мясо, молоко и молочные продукты в сельском хозяйстве было сконцентрировано больше всего убыточных предприятий Беларуси. За сельским хозяйством следовали торговля и общественное питание, где убытки также частично вызваны регулированием цен.


Чтобы помочь фермерам выжить в условиях низких цен на зерно, правительство использовало два разных подхода. С одной стороны, правительство заставило банковскую систему предоставить огромные кредиты сельскому хозяйству. В результате доля кредитов сельскому хозяйству в общей сумме кредитов резко возросла, в то время как доля сельского хозяйства в общем ВВП снизилась.
Субсидирование сельского хозяйства Беларуси с помощью больших объемов дешевых кредитов, предоставляемых банковской системой, повысило инфляцию и процентные ставки на капитал. С другой стороны, правительство поддерживает также Фонд поддержки сельскохозяйственных производителей, из которого сельскому хозяйству выделяются прямые бюджетные субсидии для закупки материалов и капитального оборудования.


В конечном итоге, цена, которую потребители платят за дешевый хлеб, превышает его полную стоимость. Они берут кредиты по процентным ставкам, повысившимся из–за оттока кредитных ресурсов на поддержку убыточных предприятий в сельском хозяйстве. Заработная плата потребителей ниже из–за дефицита и высокой стоимости инвестиционных средств, необходимых для модернизации промышленности и повышения производительности труда.
Потребители платят также более высокие налоги для финансирования субсидий сельскохозяйственным предприятиям.


Гораздо эффективнее было бы, прежде всего, просто продавать хлеб по его полной стоимости и предоставлять бедным прямые денежные субсидии или талоны на продукты питания, чтобы помочь им покупать хлеб по его полной цене.
Субсидии бедным составили бы лишь незначительную часть в огромном объеме субсидий, необходимых для компенсации искаженной цены на хлеб, которая в результате есть не что иное, как субсидия всем, а не только бедным. Если бы не затраты на компенсацию всех убытков, порождаемых "дешевым" хлебом, то правительство могло бы снизить налоги и предоставить более адекватные субсидии тем, кто действительно беден. Если бы все платили за хлеб по его реальной стоимости, то все – в том числе и бедные – питались бы лучше.


Демонополизация и приватизация.


В предыдущем разделе освещена одна из главных проблем, возникшая из-за того, что формирование цен происходит под влиянием принимаемых правительством решений, а не под действием конкурентных рыночных сил. К сожалению, немногим правительствам в мире удается это делать хорошо, и как минимум, в силу двух причин.


1. Отвечая за социальное обеспечение и ощущая политическое давление, правительства обычно считают, что проще устанавливать цены с учетом их политической целесообразности, а не на основе затрат с одновременным поиском других механизмов для достижения социальных целей, как например, адресной поддержки населения, основанной на проверке уровня доходов.


2. Установление цен требует принятия решения, для которого необходимы комиссии, совещания и отчеты. А все это требует времени. Следовательно, вполне вероятно, что цены не соответствуют затратам к тому времени, когда наконец принимается и выполняется решение – хорошо известная проблема регулятивного отставания. Эти проблемы всеобщи и почти неизбежны при всяких попытках правительства устанавливать цены.


Наилучшим способом решения этой проблемы является создание среды, где рыночные силы, а не правительство, формируют цены на товары и услуги – цены, которые точно отражают истинный уровень дефицита, обеспечивая таким образом максимальную эффективность и рост. Чтобы создать в Беларуси рыночные основы, которые смогут обеспечить точное формирование цен, руководству необходимо разукрупнить монополистические структуры и разукрупнить и сократить государственную собственность.


Самыми серьезными монополистическими структурами в Беларуси, с точки зрения их влияния на потребителей, являются розничные и оптовые торговые организации. В процессе их разукрупнения был достигнут определенный прогресс. Тем не менее местное политическое давление помешало центральному правительству разукрупнить их так быстро и полно, как следовало бы.


Несмотря на начальный всплеск активности сразу после обретения независимости, недостаточно сделано по сокращению влияния государства в розничной торговле. Одним из направлений является разделение торговых предприятий на более мелкие независимые структуры, ибо это способствует развитию конкуренции между ними. Например, в Гомеле отделившиеся субъекты бывшей розничной торговой организации конкурируют друг с другом за счет лучшего сервиса, большего ассортимента изделий и их доступности.


Однако это не решает проблемы. До тех пор пока демонополизированные предприятия будут оставаться в собственности государства, на них будет оказываться определенное давление по формированию цен на товары и услуги на основе "социальных", а не сугубо экономических факторов. Собственность государства на оптовые организации также затрудняет поставку товаров в приватизированные магазины. Даже без открыто выраженных указаний старые директора государственных организаций часто ощущают свою принадлежность к той же среде, что и другие подобные им государственные организации, и не верят в честные намерения и высокое общественное сознание работников частных магазинов, что приводит к поставке ими товаров другим государственным предприятиям на управляемой государством основе.


Несмотря на то, что существование крупных и зачастую монополистических государственных торговых организаций создает проблему для частного предпринимательства, было бы ошибкой просто приватизировать эти крупные государственные предприятия. Сначала их необходимо демонополизировать.
Частные монополисты скорее вызовут искажение цен и нанесут не меньший вред интересам общества, чем хорошо управляемые государственные монополистические структуры.


Таким образом, только демонополизация или только приватизация сама по себе еще недостаточна. Необходимо одновременное скорейшее и комплексное решение обеих проблем. В дополнение к более конкурентному ценообразованию, это улучшило бы деловой климат, привлекая инвесторов, которые создавали бы новые рабочие места, смягчая последствия реформирования крупных предприятий с излишней рабочей силой. Малые предприятия в форме магазинов розничной торговли являются одним из наилучших возможных способов обеспечения занятости, в силу того что для создания рабочих мест им нужны небольшие инвестиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.