На основании данных таблицы 32 можно сделать следующие выводы:
1. Выручка от реализации продукции за анализируемый период увеличилась на 8 597,0 тыс.руб. или практически в 3 раза и на отчетную дату составила 12 953,0 тыс.руб. Увеличение выручки от реализации обусловлено увеличением объемов реализации в отчетном периоде по сравнению с прошлым.
Рис.36. Изменение выручки от реализации (2007-2009гг.), тыс.руб.
2. В связи с увеличением объемов реализации увеличилась и себестоимость реализованной продукции (оказанных услуг). Так, за анализируемый период себестоимость увеличилась на 7 446,0 тыс.руб. или в 3,0 раза и на отчетную дату составила 11 165,0тыс.руб.
Рис.37. Изменение себестоимости (2007-2009гг.), тыс.руб.
3. Валовая прибыль предприятия в отчетном периоде составила 1788,0 тыс. руб., а за аналогичный период предыдущего года она составляла 637,0 тыс.руб., т.е. произошло ее увеличение на 1151,0 тыс.руб. или в 2,8 раза. Увеличение валовой прибыли является положительным моментом в деятельности предприятия.
Рис.38. Изменение валовой прибыли (2007-2009гг.), тыс.руб.
4. Коммерческие расходы предприятия за анализируемый период увеличились на 560,0 тыс.руб. или в 2,0 раза и на отчетную дату составили 1 110,0 тыс.руб. В связи с этим прибыль от продаж в 2007 году составила 87,0 тыс.руб., а в 2009 году 678,0 тыс.руб. Таким образом, прибыль от продаж в за анализируемый период увеличилась на 591,0 тыс.руб. или в 7,8 раз. Это говорит о более эффективном управлении затратами на предприятии.
Рис.39. Изменение прибыли от продаж (2007-2009гг.), тыс.руб.
5. Следует отметить, что за анализируемый период у предприятия не имеется прочих доходов, а прочие расходы за анализируемый период имели тенденцию к увеличению. Так, на отчетную дату прочие расходы предприятия составили 168 тыс.руб., в то время как в прошлом периоде они составляли 39 тыс.руб., т.е. произошло их увеличение на 129,0 тыс.руб. или в 4,3 раза.
Рис. 40. Изменение прочих расходов (2007-2009гг.), тыс.руб.
6. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности предприятия за анализируемый период увеличилась на 462,0 тыс.руб. или практически в 10,6 раз и на отчетную дату составила 510,0 тыс.руб.
Рис.41 Изменение прибыли до налогообложения (2007-2009гг.), тыс.руб.
7. На отчетную дату чистая прибыль предприятия составляет 432 тыс.руб., в то время, как в прошлом году она составляла 38,0 тыс.руб. Таким образом, за анализируемый период произошло увеличение чистой прибыли предприятия на 394,0 тыс.руб. или в 11,4 раза. Увеличение чистой прибыли обусловлено опережающими темпами роста доходов предприятия над темпами роста его расходов. Все это говорит о повышении эффективности управления затратами на данном предприятии.
Рис.42. Изменение чистой прибыли (2008-2009гг.), тыс.руб.
Таким образом, за анализируемый период на предприятии отмечается рост показателей прибыли, что, несомненно, является положительным моментов в деятельности предприятия.
К обобщающим показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и динамичности его развития относятся показатели результативности финансово-хозяйственной деятельности – прибыльности и рентабельности.
На основании отчетных данных предприятия ООО «ЖилСтройСервис» произведем расчет основных показателей рентабельности и дадим им оценку. Для этого составим таблицу 25 (см. на след. стр.).
Таблица 25. Показатели рентабельности предприятия
№ пп
Коэффициенты рентабельности
2007
2008
2009
А
1
2
3
4
Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка *100
0,87
0,27
3,34
Рентабельность активов = Чистая прибыль / Активы * 100
0,49
0,19
3,60
Рентабельность текущих активов = Чистая прибыль / Текущие активы * 100
1,90
0,38
6,57
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал *100
1,97
1,01
18,29
5
Рентабельность производства = Чистая прибыль / Себестоимость *100
1,02
0,31
3,87
1. Рентабельность продаж:
Рпродаж 07= 38 / 4356 * 100 = 0,87
Рпродаж 08 = 20/ 7543 * 100 = 0,27
Рпродаж 09 = 432 / 12953 * 100 = 3,34
2. Рентабельность активов:
Рактивов 07 = 38 / 7701 * 100 = 0,49
Рактивов 08 = 20 / 10760 * 100 = 0,19
Рактивов 09 = 432 / 11889 * 100 = 3,60
3. Рентабельность текущих активов:
РТА 07 = 38 / 2001 * 100 = 1,90
РТА 08 = 20 / 5254 = 0,38
РТА 09 = 432 / 6571 = 6,57
4. Рентабельность собственного капитала:
РСК 07 = 38 / 1930 * 100 = 1,97
РСК 08 = 20 / 1978 * 100 = 1,01
РСК 09 = 432 / 2362 * 100 = 18,29
5. Рентабельность производства:
Рпроизводства 07 = 38 / 3719 * 100 = 1,02
Рпроизводства 08 = 20 / 6556 * 100 = 0,31
Рпроизводства 09 = 432 / 11165 * 100 = 3,87
Графически изменение показателей рентабельности предприятия ООО «ЖилСтройСервис» представим на рис.43.
Рис. 43. Изменение показателей рентабельности предприятия ООО «ЖилСтройСервис» за 2007-2009гг.
Как видно из таблицы 25 и данных, представленных на рисунке 43 в 2008 г. коэффициенты рентабельности деятельности предприятия до относительно 2007 г. существенно сократились. Однако в 2009г. ситуация изменилась и все показатели рентабельности деятельности предприятия, за исключением коэффициента рентабельности продаж, значительно возросли.
Рост коэффициента рентабельности текущих активов за анализируемый период с 1,9 до 6,57 говорит о повышении эффективности использовании оборотного капитала предприятия.
Коэффициент рентабельности собственного капитала за период 2007-2009гг. увеличился с 1,97 до 18,29, что показывает, что собственный капитал используется более эффективно.
Увеличение коэффициента рентабельности производства с 1,02 до 3,87 говорит об увеличении доли прибыли от продаж в каждом рубле выручке и в каждом рубле совокупных затрат.
Таким образом, за анализируемы период на предприятии отмечается рост коэффициентов рентабельности его деятельности, что в целом говорит о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.
2.6 Анализ ликвидности баланса предприятия
В условиях экономической обособленности и самостоятельности хозяйствующие субъекты обязаны в любое время иметь возможность срочно погашать свои краткосрочные обязательства, т.е. быть ликвидными.
Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в связи с усилением потребности в финансовых ресурсах. Ликвидность баланса означает степень покрытия обязательств его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Другими словами ликвидность баланса является основой платежеспособности и ликвидности самого хозяйствующего субъекта.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
По степени ликвидности и срочности погашения активы и пассивы предприятия делятся на следующие группы:
А1 – абсолютно ликвидные активы – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (строки баланса 250, 260);
А2 – быстро реализуемые активы – дебиторская задолженность, товары отгруженные (строка 240);
А3 – медленно реализуемые активы, к ним относятся производственные товары, незавершенное производство, готовая продукция (строки 210, 220, 230);
А4 – трудно реализуемые активы – это основные средства, нематериальные активы, расходы будущих периодов (строки 190, 216).
П1 – наиболее срочные обязательства, которые должны быть погашены в течение месяца (строка 620);
П2 – среднесрочные обязательства со сроком погашения до одного года (строка 610);
П3 – долгосрочные кредиты банков и займы (строки 590, 630, 640, 650, 660);
П4 – собственный капитал предприятия (строка 490).
Соотношение активов и пассивов по степени ликвидности предприятия ООО «ЖилСтройСервис» за анализируемый нами период представим в таблице 26.
Таблица 26.Соотношение активов и пассивов по степени ликвидности предприятия ООО «ЖилСтройСервис» за период 2007-2009гг.
Актив
Пассив
Соотношение
Норматив
6
А1
П1
60<5771
325<5782
68<7277
А1>П1
А2
П2
1941>0
3982>3000
3736>2250
А2>П2
А3
П3
-
А3>П3
А4
П4
5700>1930
5506>1978
5318>2342
А4<П4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16