Рефераты. Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов.

Зачастую расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.

Тем не менее, координация денежно-кредитной и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».

Концепция развития финансового сектора предусматривает упрощение регулирования и надзора за кредитными товариществами в силу ограниченного круга осуществляемых ими финансовых операций. Необходима корректировка пруденциального регулирования, в частности норматива риска на одного участника, который не может превышать показателя, равного 0,5. Ввиду особенностей образования и деятельности кредитных товариществ, в частности узкого круга операций, ограниченного числа участников, данный коэффициент не оказывает влияния на системные риски. Решение о кредитовании того или иного участника принимается участниками или кредитным комитетом товарищества коллегиально, на основе тщательной оценки заявок и рентабельности проекта, что снижает риск нецелевого использования кредитных ресурсов.

Подводя итоги развития финансовой системы Казахстана, необходимо отметить, что банковский сектор работает в условиях глобализации. При этом глобализация финансовых потоков и рынков имеет наиболее значительные масштабы. Скорость, интенсивность и глубина проникновения финансовых потоков возрастает до степени, когда национальные экономики становятся взаимозависимыми.


 


Заключение


Проделанная работа позволяет сказать о целях финансов и финансовой политики, их основных направлениях и особенностях в Казахстане.

Таким образом, рассмотренные характерные черты финансов или их признаки позволяют выделить данную экономическую категорию из ряда других и отражают специфику, особенность финансов. Если первые два признака – денежный характер финансовых отношений и распределительный характер лишь ограничивают круг этих отношений, то свойственная финансам фондовая форма существования, обязательный, безэквивалентный характер движения стоимости в одностороннем порядке подчеркивают специфические особенности финансов как особой экономической категории.

На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Рассматривая функции финансов, следует признать, что отдельные сферы финансовых отношений неоднозначны по содержанию операций, объектам действия, целям. Например, в сфере государственных финансов характер финансовых процессов отличен от такового в сфере материального производства. Более того, даже в государственных финансах, в отдельных их взаимосвязанных звеньях – налогах, государственном бюджете, государственном кредите – характер функционирования неодинаков. Это позволяет сделать вывод о наличии у отдельных сфер и звеньев финансов относительно самостоятельных подфункций, тяготеющих в большей или меньшей степени к одной из концепций – распределительной или воспроизводственной.

Во второй главе работы был проведён анализ организации финансовой системы Казахстана. Банковская система – наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны.

Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, обеспечивая основной оборот средств и являясь основными поставщиками финансовых инструментов.

По состоянию на 1 февраля 2008 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 35 банками второго уровня. По состоянию на 01.12.2007 года на долю кредитов экономике в совокупном ссудном портфеле приходится 72,5%, что составляет 6 388,3 млрд. тенге. Анализ объемов кредитования экономики в разрезе отраслей показал, что более двух третей всех кредитов БВУ сконцентрированы в 3-х отраслях: торговля (27,6%), строительство (26,6%) и непроизводственная сфера (23,5%).

По состоянию на 01.12.2007 года потребительские кредиты населению составили 1 049,2 млрд. тенге или 11,9% совокупного ссудного портфеля БВУ. Потребительские кредиты со сроком погашения до 1 года в общем объеме потребительских кредитов составляют 10,4%, от 1 до 5 лет – 56,5%, свыше 5 лет – 33,1%.

На 1 января 2008 года на финансовом рынке республики, в соответствии с выданными Агентством лицензиями действует 41 страховая (перестраховочная) организация, при этом лицензии на осуществление деятельности по страхованию жизни имеют 7 организации, по обязательному страхованию ГПО владельцев транспортных средств – 29 организаций. Также на рынке страховых услуг осуществляют деятельность 13 страховых брокеров и 44 актуария.

За 2007 год совокупные активы страховых организаций увеличились на 65,0%, составив на 1 января 2008 года 223,6 млрд. тенге. Совокупный собственный капитал увеличился на 57,5% и составил 126,3 млрд. тенге. Сумма страховых резервов составила 86,4 млрд. тенге.

По состоянию на 1 февраля 2008 года в республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют в регионах республики 75 филиалов и 46 представительств.

Количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным взносам по состоянию на 1 января 2008 года составило 9 223 712. За 2007 год количество счетов вкладчиков (получателей) увеличилось на 687 610 (7,96%).

На рынке корпоративных ценных бумаг количество акционерных обществ с действующими выпусками на 1 января 2008 года составило 2 200 обществ.

Таким образом, в течение последних лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.

В третьей главе работы мы рассмотрели пути совершенствования финансовой системы Республики Казахстан, в которой были отмечены проблемы, имеющиеся в финансовой системе РК на современном этапе и было отмечено, что важнейшим документом в области совершенствования финансовой системы Республики Казахстан является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

В связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение благоприятных условий для производственной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, от которых ожидается активность как в сфере потребления, так и сбережения доходов. Эффективность реализации мероприятий государства в данной области находится под влиянием ряда факторов и причин, среди которых выделяется действенность проводимого в стране денежно-кредитного регулирования и развития банковского сектора.

Важнейшим документом в области совершенствования финансовой системы Республики Казахстан является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.

Основной целью Концепции развития финансового сектора было формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции. В этой связи были осуществлены следующие основные мероприятия, исходя из целей и задач Концепции.


 


Список использованных источников


1.     Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики» февраль 2008 г.

2.     Искакова З.Д., Танашева А.Б. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения по дисциплине «Финансы». Караганды, 2008

3.     Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.

4.     Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

5.     Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. – Алматы, 2002 г.

6.     Кучукова Н.К. Макроэкономические аспекты реформирования финансово-кредитной системы Республики Казахстан в условиях перехода к рыночной экономике. – Алматы: Гылым, 2006

7.     Обзор. Банковская система Казахстана Декабрь 2007 «Рейтинговое агентство «KZ-rating»»

8.     ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года (предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

9.     Показатели финансового сектора за 2007 год. Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

10.            Ильясов К.К. Финансово-кредитные проблемы развития экономики Казахстана /Под ред. – Алматы: Бiлiм, 1995 – 240 с.

11.            Статистический бюллетень Министерства Финансов Республики Казахстан 01.12. 2007

12.            Материалы с официального сайта Национального банка Республики Казахстан www.nationalbank.kz

13.            Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан, которая разработана на 2007–2011 годы

14.            Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007–2009 годы

15.            Официальный сайт Налогового комитета Министерства Финансов Республики Казахстан www.salyk.kz

16.            Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. – Алматы // Каржа-каражат-Финансы Казахстана, 2004

17.            Официальный сайт Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета Республики Казахстан // www.esep.kz

18.            Сайт журнала «Эксперт-Казахстан» www.expert.ru/ printissues/ kazakhstan)

19.            Дробозина Л.Т., Деньги, Кредит, Банки. – М., Инфра-М., 1997 г.

20.            Жукова Е.Ф., Банки и банковские операции. – М.: Банки и биржи – Юнити, 1997 г.

21.            Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал «Вестник КазНУ». Серия экономическая. №4 (26). 2006 г.

22.            Колесников В.И., Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

23.            Крымова В., «Экономическая теория». Алматы 2002 г.

24.            Лаврушин О.Н., Банковское дело. – М: Финансы и статистика, 2000 г.

25.            Лаврушина О.И., «Деньги, кредит, банки». Издание второе, Москва 2000 г.

26.            Маркова О.М., Сахаров В.И., Коммерческие банки и их операции. – М., Банки и биржи – Юнити, 1995 г.

27.            Миркин Я.М., Банковские операции. – М., Инфра-М., 1996 г.

28.            Поляков В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. – М., Инфра-М, 1995 г.

29.            Сейткасимов Г.С., Деньги, Кредит, Банки. – Алматы: Экономика, 2006

30.            Калиева Г.Т. Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. – Алматы: 2004 г.

31.            Бекболатулы Ж.К. Коммерческие банки Казахстана: проблемы и приоритеты // Экономика Казахстана, 2007

32.            Мадиарова Д.М. Основы современного банковского дела – Алматы, 1997

33.            Масленченков С.Д. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. Кн. 1, 2, 3. – М., 1996.

34.            Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. – М.: Финансы и статистика, 1996.

35.            Пресс-релиз №3 О состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 ноября 2007 года // Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

36.            Пресс – релиз №132 по состоянию на 1 марта 2009 года Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций

37.            Отчёт Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций за 2006 год. – Алматы, 2007

38.            Бондарь Т. «Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)» // ежемесячный деловой журнал «Финансист», №10 (2006)

39.            ПРЕСС-РЕЛИЗ о состоянии финансового рынка и финансовых организаций на 1 февраля 2008 года (предварительные данные) Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.