Принцип интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса утверждает необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными.
Принцип деятельностного подхода. Предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска. В силу этого коррекционная педагогика организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе. В КРО распространена коллективная предметно-практическая деятельность под руководством педагога (работа «парами», «бригадами» и др.), которая создает естественные условия для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в нем. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социального взаимодействия.
Принцип толерантности подразумевает терпимое, не дискриминационное отношение к школьникам, испытывающим определенные трудности в обучении и имеющим адаптационные нарушения.
Принцип вариативности предполагает наличие нескольких вариантов организации коррекционно-развивающего обучения, учитывающих сложившуюся в регионе (районе, городе) педагогическую практику, кадровые и финансовые возможности, уровень научно-методического обеспечения.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектичный процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
Таблица 1. Традиционная классификация методов обучения
Методы обучения
Практический
Наглядный
Словесный
Работа с книгой
Видеометод
Опыт
Иллюстрация
Объяснение
Чтение
Просмотр
Упражнение
Демонстрация
Разъяснение
Изучение
Обучение
Учебно-производительный
Наблюдения учащихся
Рассказ Беседа
Реформирование
Упражнения под контролем «электронного учителя»
Производительный труд
Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут
Беглый просмотр Цитирование Изложение
Составление плана Конспектирование
Контроль
Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Современный урок экономики требует использования активных методов обучения:
• приобретение знаний;
• формирование умений и навыков;
• применение знаний;
• творческая деятельность;
• закрепление;
• проверка знаний, умений, навыков.
Нетрудно заметить, что эта классификация методов согласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче – помочь педагогам в осуществлении учебно-воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.
Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Выделены следующие методы:
– объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
– репродуктивный;
– проблемное изложение;
– частично-поисковый (эвристический);
– исследовательский.
По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения:
– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.
К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа над книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании методов преподавания и методов учения:
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук.
Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых, самых искусных, построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.
Развитие экономики любой страны неразрывно связано с эффективностью формирования кредитного рынка. В связи с этим в условиях перехода к рынку особую актуальность приобретает вопрос совершенствования кредитной политики коммерческих банков, способствующей эффективному движению денежных ресурсов, переливу сбережений населения в кредитные ресурсы банковской системы.
Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем эволюция кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования. Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных звеньев экономики.
Механизм функционирования кредитной системы постоянно меняется под влиянием изменений ее организационной структуры, организационно-правовых форм осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и кредитно-расчетных отношений.
Реформы в банковском секторе Республики Казахстан осуществлялись наряду с общегосударственными экономическими преобразованиями. Одним из приоритетных направлений проводимой банковской реформы являлись формирование и развитие кредитного рынка, направленных на предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на условиях взаимовыгодности и возвратности.
Современное кредитно-денежное и финансовое хозяйство страны уже прошло этап серьезных структурных изменений. Перестроилась кредитно-денежная система, возникли новые виды кредитно-финансовых институтов и операций, модифицировалась система взаимоотношения центральных банков и финансово-кредитных институтов, сложились новые пропорции в динамике государственного и частного сектора.
Существенные изменения произошли и в функционировании банков: повысилась самостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширились функции действующих и создались новые финансово-кредитные институты. Таким образом, на данном этапе возникают новые проблемы – совершенствование кредитной политики коммерческих банков для более эффективного развития кредитного рынка и возможности конкурировать с иностранными банками.
Все более актуальной становится необходимость в теоретико-методологическом исследовании проблем управления кредитными операциями, перспектив развития, особенностей и экономических условий становления и формирования кредитного рынка, перспектив развития новых форм кредитования в коммерческих банках, путей снижения банковских рисков.
Создание действенных механизмов размещения денежных средств банков в организованные формы наращивания финансово-инвестиционного потенциала страны должно ставить своей первоочередной целью правильное формирование и эффективное использование кредитных ресурсов, т.е. сокращение дисбалансов в формировании сбережений и распределении кредитов, как между секторами внутренней экономики, так и внешней, должно стать в перспективе одним из ключевых приоритетов макроэкономического регулирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15