Рефераты. Финансовая система государства: её структура, функции и современные проблемы

В течение последних лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.

В связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода.

В течение последних лет наблюдаются позитивные тенденции развития финансового сектора. Высокими темпами растут активы и капитал финансовых организаций. Расширяется спектр финансовых услуг, повышается их качество и доступность. Активизируются интеграционные процессы с финансовыми рынками стран ближнего зарубежья.

В связи с предстоящим вступлением Казахстана в ВТО необходимо принятие соответствующих подготовительных мер, направленных на дальнейшее повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности отечественных финансовых организаций. В этой связи снятие ограничений на присутствие иностранного капитала в финансовом секторе необходимо осуществить поэтапно в течение определенного переходного периода.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение благоприятных условий для производственной и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств, от которых ожидается активность как в сфере потребления, так и сбережения доходов. Эффективность реализации мероприятий государства в данной области находится под влиянием ряда факторов и причин, среди которых выделяется действенность проводимого в стране денежно-кредитного регулирования и развития банковского сектора.

Переход к рыночной экономике потребовал новых и более радикальных преобразований в денежно-кредитной сфере. Возникла необходимость в использовании экономических рычагов, присущих банкам, разработке и реализации принципиально новых подходов к управлению денежным оборотом страны. Одним из направлений структурной перестройки экономики стала реорганизация банковской системы как необходимое условие макроэкономической стабилизации и создания предпосылок для экономического роста.

Банковская система играет огромную роль в функционировании экономики, предоставляя на возвратной основе денежные средства населению и юридическим лицам. Важнейшим результатом за десятилетний период развития рыночных отношений стало то, что в Казахстане была создана двухуровневая банковская система, при которой банки второго уровня имеют самостоятельное право на совершение кредитных операций в национальной и иностранной валюте. Теперь она представлена не только учреждениями государственной собственности, но собственностью частной, смешанной, а также институтами муниципальными и созданными на паевых началах. С появлением коммерческих банков ослабла монополия государства в банковском деле, развивается финансовый рынок со всеми его сегментами и набирает силу конкуренция между субъектами этого рынка.

В Послании народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» Глава государства поставил перед Правительством ряд важнейших стратегических задач, направленных на рост качества жизни казахстанцев и построение конкурентоспособного государства.

В настоящее время, чтобы и дальше повышать уровень жизни населения, необходимо поддерживать постоянный рост экономики. А он в современном мире возможен только в том случае, если мы перейдем к современному типу экономики, основанному на передовой науке и информационных технологиях.

В решении поставленных задач бюджетной системе принадлежит важнейшая роль. Министерство финансов Республики Казахстан, являющееся одним из главных экономических ведомств страны и уполномоченным органом по исполнению бюджета, обеспечивает, прежде всего, реализацию государственной политики в области налогообложения, исполнения бюджета, учета и отчетности об исполнении бюджетов.

В этой связи необходимо решение ряда проблем.

В области налогообложения, необходимо решить проблемы:

- при осуществлении учета и ведении лицевых счетов налогоплательщиков;

- при представлении налоговой отчетности в электронном виде и организации удаленного доступа к лицевым счетам;

- при осуществлении электронного камерального контроля по НДС;

- при проведении налоговых проверок и документировании процедур проверок с помощью специализированного компонента интегрированной налоговой информационной системы (ИНИС) «Электронный контроль налогового аудита» (ЭКНА);

- отсутствие автоматизированного взаимодействия при работе с банками второго уровня по получению информации о движении денежных средств на банковских счетах бездействующих налогоплательщиков;

- при текущем использовании информационных технологий, отрицательно влияющих на эффективность применения информационных систем налогового администрирования.

Также в части отсутствия единой системы, осуществляющей мониторинг правильности, полноты и своевременности обработки документов, поступающих от населения в органы, осуществляющие ведомственную регистрацию, а также недостаточно оборудованных помещений, выделенных для размещения серверного и коммуникационного оборудования [13].

Поэтому в качестве первого направления выделена мобилизация финансовых ресурсов, в цели которой входит обеспечение полноты поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, финансирование дефицита бюджета.

Для реализации данного направления необходимо повысить собираемость налогов и максимально обеспечить их поступление в бюджет, внедрить электронный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в бюджет и широко использовать информационные технологии при взаимодействии с уполномоченными органами.

Учитывая то, что с каждым годом объемы бюджетных средств, направленные на развитие экономики, растут, результаты их использования и управления ими должны быть максимально эффективны и прозрачны, в этой связи вторым стратегическим направлением было решено определить обеспечение эффективного использования и управления государственными финансовыми ресурсами.

В рамках данного направления планируется улучшить работу службы внутреннего контроля, обеспечить эффективное управление государственными активами, государственным и гарантированным государством долгом, правительственными требованиями и обязательствами, исполнение расходной части бюджета путем проведения анализа факторов, влияющих на индикаторы результативности, отчетность об исполнении бюджетов и т.д.

В цели указанного направления входит анализ факторов, влияющих на индикаторы результативности исполнения бюджета.

Для реализации данного направления необходимо обеспечить своевременное и эффективное исполнение республиканского бюджета, взаимодействие с администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами в процессе мониторинга исполнения бюджета, совершенствование бюджетного законодательства в части исполнения бюджета.

Так, в части исполнения бюджетных программ существуют следующие проблемы:

- многоступенчатость и сложность бюджетных процедур при исполнении бюджета (от принятия решений по мероприятиям бюджетных программ, до окончательных расчетов), которые приводят к неэффективной реализации бюджетных программ;

- продолжает оставаться острой проблема своевременного исполнения бюджетных программ. Несмотря на некоторое повышение бюджетной дисциплины в этом вопросе, благодаря усилению административных мер воздействия на государственные органы, продолжают иметь место недостатки в планировании сроков и ресурсов для реализации мероприятий бюджетных программ.

В настоящее время имеются отдельные проблемы, которые отражаются на эффективности финансового контроля. Прежде всего, это касается критериев определения сумм к возмещению, так как в законодательстве четко не определены понятие и процедуры возмещения незаконно использованных средств.

Кроме того, сегодня достаточно большой объем государственных финансовых ресурсов направляется вновь созданным институтам развития, а также в корпорации со смешанным капиталом в рамках реализации стратегических планов развития страны, что фактически выводит их за рамки контроля со стороны Правительства и, как следствие, указанные активы могут оказаться в «серой зоне». Это вызывает необходимость создания новых инструментов финансового контроля и расширение полномочий соответствующих органов.

Однако и со стороны управления предприятиями со смешанным капиталом имеется ряд проблем, в том числе недостаточно эффективное управление государственными активами со стороны государственных органов, а также должностных лиц, представляющих интересы государства в органах управления государственными предприятиями, акционерными обществами (товариществами с ограниченной ответственностью), пакеты акций (доли участия) которых принадлежат государству. Кроме того, виды деятельности, осуществляемые государственными предприятиями шире, нежели определенные законодательством Республики Казахстан, а также представлены в конкурентной среде.

В результате убыточной деятельности некоторых организаций произошло уменьшение размера собственного капитала, что привело к уменьшению стоимости активов государства, переданных на праве хозяйственного ведения и балансовой стоимости акций, принадлежащих государству.

В ряде организаций имеется дебиторская задолженность, сроки истребования которой наступили год и более тому назад. Такая ситуация самым негативным образом сказывается на финансовом состоянии организаций.

Отдельные государственные органы после неоднократных реорганизаций утратили связь с подведомственными им ранее организациями, не владеют информацией об их деятельности, не предпринимают необходимые меры по обеспечению выведения нефункционирующих организаций из единого Государственного регистра юридических лиц и реестра филиалов и представительств.

Также своевременно не вносятся соответствующие изменения и дополнения в Перечень республиканских государственных предприятий в связи с реорганизацией либо ликвидацией, передачей в коммунальную собственность республиканских государственных предприятий.

Кроме того, на сегодняшний день обозначились проблемы, которые явились следствием отсутствия должного контроля со стороны государственных органов и несоблюдения подведомственными им организациями норм законодательства Республики Казахстан.

В настоящее время многие компании еще остаются в государственной собственности и играют важнейшую роль в экономике Казахстана, ряд из них обеспечивают инфраструктуру, необходимую для успешного функционирования других организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.