Рефераты. Дивидендная политика предприятия ОАО "РЖД"

Залогом конкурентоспособности российской продукции в числе прочих факторов является низкая (сравнительно с развитыми странами Запада) стоимость рабочей силы при достаточно высокой ее квалификации. Наконец, решение земельного вопроса, оптимизация налогового законодательства позволяют заложить устойчивый фундамент для развития в России как сельскохозяйственного, так и промышленного производства.

Сохранение благоприятных тенденций в российской экономике явится весомым аргументом в пользу такой стратегии приватизации, которая предполагает сохранение в собственности государства акций перспективных компаний, с тем чтобы в дальнейшем продать недооцененные в настоящее время активы значительно дороже. При этом основную часть поступлений в бюджет от управления государственной собственностью могут обеспечить дивидендные поступления, а также поступления от сдачи в аренду государственного имущества, перечисления части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий.

В этой связи представляется уместным остановиться здесь на долгосрочных перспективах развития отечественной экономики и фондового рынка. В условиях рыночной экономики, при интегрированности России в мировое сообщество, российский фондовый рынок в целом не может не зависеть от состояния международных рынков.

Известно, что рыночные тенденции имеют не только поступательную составляющую, но и циклическую. Сложное поведение рынков можно представить в виде наложения (суперпозиции) целого ряда волн различной длительности, в связи с чем для повышения достоверности прогноза, как правило, необходим учет целого ряда циклов. Проведенные недавно исследования ряда длительных (двадцати- тридцатилетних) циклов мировых финансовых рынков США и 16 других крупнейших развитых стран позволяют сделать вывод о том, что достаточно велика вероятность сокращения инвестиций в фондовые рынки в ближайшие 3–5 лет. После чего ожидается новый бум вложений в ценные бумаги, поскольку в соответствии с теорией циклов за спадом рынка следует его рост. Таким образом, с позиций технического анализа мировая экономика, в том числе и экономика России, через несколько лет могут вступить в фазу долгосрочного роста.

Между тем одной из особенностей российской экономики, традиционно имеющей выраженную экспортно-сырьевую составляющую, является следующее: независимо от того, в каком направлении в перспективе развиваются международные фондовые рынки, конъюнктура не оказывает выраженного неблагоприятного воздействия на макроэкономическую ситуацию в России.

Так, преобладание положительных тенденций на мировых фондовых рынках позитивно скажется на развитии российского фондового рынка, традиционно на них ориентированного, и может выразиться как в росте его инвестиционной привлекательности, так и инвестиционной привлекательности отечественного производства в целом. В то же время ухудшение инвестиционного климата на ведущих фондовых рынках приведет к перераспределению денежных потоков в пользу товарных рынков (как правило, данные рынки двигаются в противофазе вследствие перетока капитала с одного из них на другой), что в свою очередь вызовет рост стоимости сырьевых ресурсов, на которые приходится значительная часть российского экспорта.

Подобная тенденция перераспределения финансовых средств с фондовых на товарные рынки наблюдается в мировой экономике с середины 1999 г. Так, за последние два года в условиях снижения мировых фондовых индексов ежедневный объем торгов только на Лондонской нефтяной бирже вырос в 3 раза, одновременно средняя дневная цена по всем фьючерсам повысилась в 2 раза.

Справедливость того тезиса, что российская экономика и фондовый рынок после кризиса 1998 года вступили в фазу долгосрочного роста, слабо коррелирующую с состоянием мировой экономики, подтверждает рост котировок акций крупнейших российских эмитентов. Как уже отмечалось, с начала 1999-го по конец 2000 г. индекс РТС увеличился в 3 раза, несмотря на то что индексы ведущих мировых фондовых бирж за этот период существенно снизились. Причем в 2001 г. тенденция роста как отечественной экономики, так и фондового рынка сохраняется. Таким образом, существующая в настоящее время значительная недооцененность акций российских эмитентов при сохранении благоприятных тенденций в экономике в перспективе может быть устранена.

Наиболее негативным сценарием развития мировой экономики является одновременное падение фондовых и товарных рынков (фаза кризиса), что отрацитально скажется как на российском фондовом рынке, так и на экспортных отраслях отечественной промышленности. Определенная вероятность этого, как отмечалось выше, сохранится в ближайшие несколько лет. Однако последствия возможного мирового кризиса не отразятся на российском финансовом рынке столь сильно, как это было, например, в 1998 г., в силу существенной заниженности курса рубля.

В период кризиса проведение приватизации государственной собственности оказывается неэффективным — при одновременном возрастании роли дивидендной политики. Так, поступления от приватизации в 1998 г. сократились по сравнению с 1997 г. в 40 раз: с 18 до 0,44 млрд. руб. Дивидендные же поступления в федеральный бюджет за тот же период возросли в 5 раз: с 270 до 1357 млрд. руб.

Одним из существенных резервов повышения инвестиционной привлекательности отечественных предприятий является приведение осуществляемой ими дивидендной политики в соответствие с мировой практикой. Средний размер дивидендов на привилегированную акцию для крупнейших российских предприятий сейчас составляет от 10 до 20% от ее курсовой стоимости, а на обыкновенную — около 5%.

Между тем мировой опыт показывает: для обеспечения повышения предприятиями дивидендных выплат недостаточно проведения ими только так называемой политики постоянной доли в прибыли, основанной на фиксированном коэффициенте дивидендных выплат по отношению к размеру прибыли общества, поскольку в данном случае учитывается только относительный размер дивидендов, но не принимается во внимание их абсолютная величина.

Безусловно, основным фундаментом для постоянного роста дивидендных выплат является увеличение прибыли предприятий. И здесь в качестве другой формы дивидендной политики можно назвать политику дивидендных премий. Так, в случае, если уровень прибыли компании превышает обычный (плановый), полученное по итогам года избыточное количество денежных средств направляется на выплату дивидендов.

Существует также третий, наиболее распространенный в странах Запада вариант дивидендной политики — политика стандартных выплат дивидендов. Данный подход основан на проведении ежеквартальных выплат относительно стабильной суммы дивидендов на каждую акцию. При этом компаниями поддерживается максимально возможная регулярность и последовательность в уровне выплачиваемых дивидендов. Целью такой политики является поддержание стабильного интереса инвесторов к акциям компании, поскольку инвестиции в подобные акции можно сопоставить с размещением денежных средств на банковском депозите — с той существенной разницей, что помимо дивидендов акционер также получает прибыль от роста курсовой стоимости акций. Не случайно интерес к корпоративным ценным бумагам в промышленных странах Запада традиционно столь велик. Так, среднестатистический американский частный инвестор около 70% своих средств направляет именно на покупку акций. В России же, к сожалению, своевременность перечисления акционерными обществами дивидендов все еще оставляет желать лучшего.

В связи с многообразием подходов, существующих в вопросе проведения акционерными обществами своей дивидендной политики, представляется целесообразным принятие советами директоров российских обществ соответствующих положений о порядке выплаты дивидендов, регламентирующих сроки, очередность и порядок выплаты дивидендов, разъясняющих права акционеров на получение дивидендов, а также устанавливающих общие принципы формирования размера дивидендов (данные положения, например, уже приняты рядом крупнейших отечественных предприятий). При этом проводимая каждым обществом дивидендная политика должна оптимальным образом соответствовать стоящим перед ним целям и задачам. Принятие отечественными обществами указанных положений явилось бы шагом в сторону повышения их информационной открытости, а также способствовало бы усилению их инвестиционной привлекательности.

В целях обеспечения роста дивидендных поступлений в федеральный бюджет Минимуществом России выработан ряд принципов реализации своей дивидендной политики в отношении акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности — в частности:

·                     прогнозирование дивидендных поступлений по итогам предстоящего финансового года;

·                     участие в планировании обществами основных финансовых показателей их деятельности на предстоящий финансовый год;

·                     контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности обществ, в том числе через представителей государства в их советах директоров и ревизионных комиссиях;

·                     подготовка предложений по вопросу о размере начисляемых дивидендов с учетом оптимальной для данного общества доли планируемой (полученной) чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, а также обоснованной величины средств, направляемых обществом из чистой прибыли на развитие производства, на социальные нужды работников;

·                     влияние через представителей государства в органах управления обществ на процесс утверждения советами директоров рекомендованного Министерством размера дивидендов за отчетный период и сроков их перечисления, а также на процесс принятия соответствующих решений на общих собраниях акционеров;

·                     контроль за своевременностью и полнотой перечисления обществами начисленных дивидендов.

При этом особое внимание Министерством уделяется дивидендообразующим предприятиям.

В настоящее время в уставах некоторых акционерных обществ существуют ограничения на размер выплачиваемых дивидендов, не предусмотренные статьей 43 Федерального закона «Об акционерных обществах». В частности, в некоторых обществах установлен фиксированный размер выплачиваемых дивидендов по акциям в виде определенного количества номиналов данных акций, или по привилегированным акциям установлен предельно допустимый размер выплат в виде фиксированного отношения величины дивидендов к размеру чистой прибыли, что автоматически ограничивает дивидендные выплаты. В отношении указанных обществ Министерство планирует проведение работы по внесению соответствующих изменений в их уставы, предусматривающих отмену таких ограничений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.