Рефераты. Дивидендная политика предприятия ОАО "РЖД"

В структуре коммерческого грузооборота приоритет сохраняется за железнодорожным транспортом общего пользования, на долю которого приходится примерно 90 процентов всего грузооборота. Доли грузооборота автомобильного и внутреннего водного транспорта в течение последних лет колеблются незначительно и составляют порядка 3-4 процента соответственно. Доля же грузооборота морского транспорта продолжает снижаться и в 2006 году составила 2,6 процента от общего коммерческого грузооборота против 2,9 процента в 2005 году.

Необходимо отметить, что почти треть (32 процента) объема перевозок выполнено железнодорожным транспортом. Железнодорожным транспортом общего пользования в 2006 году перевезено 1311,3 млн тонн грузов, или 103,0 процента к уровню 2005 года, а грузооборот увеличился на 5 процентов и составил 1950,9 млрд тонн-км.

В настоящее время в России действуют 17 железных дорог. В общей транспортной системе на долю железнодорожных магистралей приходится 80,3 процента грузовых и 44 процента пассажирских перевозок. По эксплуатационной длине российских железных дорог - более 86 тыс км - Россия занимает второе место в мире после США. По протяженности электрифицированных железнодорожных линий, которая составляет 42,3 тыс км, Россия находится на первом месте в мире. К 2010 году протяженность таких линий будет доведена до 44,5 тыс км.

По данным аналитического обзора РБК "Российский рынок транспортно-логистических услуг: итоги 2006 года и перспективы развития до 2012 года", в 2004-2006 годах объем российского рынка транспортно-логистических услуг, включая ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), увеличился на 35,5 процента, с 24,5 млрд до 33,2 млрд долларов. Среднегодовые темпы прироста составили 16 процентов. Потенциал рынка оценивается западными экспертами в 120-150 млрд долларов[9].

По оценке РБК, доходы российских транспортных компаний от перевозок грузов в 2006 году составили 28,1 млрд долларов. Основной объем выручки (85 процентов) приходился на ОАО "РЖД". Общество является самым крупным собственником вагонного парка и инфраструктуры.

Сегодня расстановка сил на рынке железнодорожных перевозок выглядит следующим образом. Около 20 процентов грузов, перевозимых по сети РЖД, приходится на долю крупных независимых компаний. К последним можно отнести более 20 операторов. Все они имеют объем перевозок не менее 250 тыс тонн в месяц. Кроме того, на рынке работают свыше ста средних операторов со среднемесячным объемом перевозок до 250 тыс тонн и более 2000 мелких компаний (объем перевозок менее 50 тыс тонн).

Существенное увеличение объема данного сегмента рынка (на 30 процентов за два года) связано прежде всего с повышением тарифов на железнодорожные и автомобильные перевозки, а также ростом объема услуг, оказываемых автомобильным транспортом.


Рис. 2.3 – Структура вагонного парка Российской Федерации в 2006 г.


ОАО "РЖД" является крупнейшим работодателем в России, насчитывая более 1,3 млн сотрудников. Ежегодно по российским железным дорогам перевозится свыше 1,3 млрд пассажиров, 1,3 млрд тонн грузов. Активы компании включают около 20 тыс локомотивов, 690 тыс грузовых и пассажирских вагонов, станции и вокзалы, депо и диспетчерские системы. Компания располагает собственной научно-исследовательской базой и владеет рядом активов, не входящих в сферу ее основной деятельности, но в то же время значимых для бизнеса, в области телекоммуникаций и ипотечного кредитования.

По уровню производительности труда, интенсивности использования подвижного состава и инфраструктуры "Российские железные дороги" опережают железнодорожные системы развитых европейских государств, а по протяженности электрифицированных линий являются крупнейшими в мире.

100 процентов акций "РЖД" принадлежат государству. В 2006 году компания перевезла 1,35 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов. Выручка по РСБУ за 2006 год - 848,9 млрд руб, чистая прибыль - 26,4 млрд рублей. Балансовые активы "РЖД" на 1 апреля 2007 года составляли 2,7 трлн рублей.

По итогам работы за 2006 год ОАО "РЖД" получено балансовой прибыли 59,2 млрд рублей, в том числе прибыль от грузовых перевозок составила 105,3 млрд рублей, убыток от пассажирских перевозок составил 43,2 млрд рублей.

В 1-м полугодии 2007 года ОАО "РЖД" направила на развитие пропускных способностей сети более 11,7 млрд рублей. Также компания вложила в инвестиционную программу "Обновление оборудования и устройств хозяйства электроснабжения" более 1,8 млрд рублей, сообщает Департамент корпоративных коммуникаций ОАО "РЖД". На эти средства была выполнена полная реконструкция контактной сети на участках общей протяженностью 68,3 км, линии электропередач автоблокировки - 62,9 км.

В рамках программы реализованы 7 проектов. На Северной железной дороге проведено обновление устройств контактной сети на перегоне Дебаловская - Петровск и участка Ярославль-Главный - Александров. Техническое перевооружение устройств электроснабжения на участке Ростов - Локомотивстрой реализовано на Северо-Кавказской железной дороге. На Московской железной дороге реконструировано внешнее электроснабжение тяговой подстанции Лосиноостровская. Проведено техническое перевооружение устройств контактной сети на участках Лиски - Зориновка и Белгород - Ржава Юго-Восточной железной дороги. На Приволжской железной дороге модернизировано электроснабжение автоблокировки на участке Анисовка - Урбах.

С учетом лизинга с начала года компанией было приобретено 468 пассажирских вагонов (в прошлом году на этот период было закуплено 314 вагонов), 111 локомотивов (в прошлом году 104) и более 8 тысяч грузовых вагонов (в прошлом году 3 тысячи). Кроме того, в первом полугодии прошли модернизацию более 100 пассажирских вагонов, 105 секций электропоездов, 121 локомотив, около 4 тысяч грузовых вагонов.

За четыре прошедших года существенно повысились роль и статус "Российских железных дорог" на мировом транспортом рынке. Как отметил президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, восстановлено участие компании в деятельности Международного союза железных дорог: "В июне в Москве проведена 70-я сессия Генеральной ассамблеи этой организации. Это важные шаги по дальнейшей интеграции российских железных дорог в мировую транспортную систему".

Благодаря активному позиционированию ОАО "РЖД" на мировом транспортом рынке возрождается интерес корейских, китайских и японских грузовладельцев к перевозкам по Транссибирской магистрали. Так, в 2007 году объемы контейнерных перевозок японских товаров по российским железным дорогам увеличились почти в полтора раза. Дочерняя компания "Трансконтейнер" заключила соглашение о партнерстве с японской экспедиторской фирмой "Кинтецу" в организации перевозок контейнеров через Транссиб в Европу.

На фоне роста спроса на услуги железнодорожного транспорта и еще более значительного его увеличения в прогнозной перспективе в настоящее время сохраняется ряд нерешенных внутренних проблем:

- не завершены структурные преобразования;

- продолжается старение подвижного состава и инфраструктуры, а обновления идут недостаточными темпами. Средний возраст универсальных вагонов ОАО "РЖД" на начало 2007 года достиг 22,5 года, износ составляет более 80 процентов;

- низкий технический и технологический уровень используемой техники и оборудования;

- не полностью реализованы возможности взаимодействия железнодорожного транспорта с отечественным транспортным машиностроением, приборостроением и связью;

- отсутствует необходимая комплексность в координации развития с другими видами транспорта.

Недостаточные темпы развития железнодорожного транспорта сдерживает развитие ряда других отраслей. В частности недостаточная разветвленность сети железных дорог и слишком медленное обновление железнодорожного транспорта существенно сдерживает развитие лесной отрасли России. 70% процентов лесных запасов страны не могут в настоящее время быть освоены из-за инфраструктурных ограничений

Для дальнейшего развития железнодорожного транспорта ОАО "РЖД" разрабатывает долгосрочную Стратегию развития. Она должна обеспечить планомерную коренную модернизацию и перевооружение существующей сети железных дорог, а также активное расширение сети железных дорог в России. "Без этого экономика всей страны и Северо-Западного федерального округа, в частности, не получит необходимой инфраструктурной поддержки для дальнейшего устойчивого и интенсивного социально-экономического развития", - сказал Владимир Якунин. "Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" предполагает крупномасштабное развитие железных дорог России. В нее включен ряд важнейших инвестиционных проектов по Северо-Западному федеральному округу.

Предполагается строительство ряда технологических линий общей протяженностью около 1200 км, в том числе линий Карпогоры - Вендинга, Сыктывкар - Пермь (Григорьевская). Эти участки сформируют новую железнодорожную магистраль Белкомур по направлению Архангельск - Карпогоры - Вендинга - Сыктывкар - Пермь.

Планируется электрифицировать участки Гатчина - Веймарн - Усть-Луга/Ивангород-Нарвский, Обозерская - Архангельск, Будогощь - Ярославль и дополнительно развивать Вологодский и Череповецкий железнодорожные узлы, станции Беломорск и Бабаево. Кроме того, для организации высокоскоростного пассажирского сообщения Северо-Западного и Центрального федеральных округов и повышения качества обслуживания пассажиров предусматривается строительство высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

На отдельных направлениях будут построены дополнительные главные пути общей протяженностью более 1600 км, в том числе на подходах к существующим и новым портам в регионе.

Кроме того, до 2015 года ОАО "РЖД" планирует приобрести более 7500 новых локомотивов и снизить средний возраст локомотивного парка до 22 лет по электровозам и до 19 лет по тепловозам.

Реформа "Российских железных дорог" не должна ущемлять интересы пассажиров. Как заявил Президент России Владимир Путин, "социальный аспект развития железных дорог следует поставить в самый центр реформы". Поэтому вместе со строительством новых дорог, развитием инфраструктуры железнодорожного хозяйства, обновлением основных фондов, совершенствованием управления необходимо проводить и взвешенную тарифную политику.

На перевозки грузов в 2008-2010 годах темп роста тарифов установлен несколько выше инфляции в связи с необходимостью финансирования увеличения объемов капитального ремонта основных фондов для поддержания их в работоспособном состоянии, а также выравнивания тарифов на грузовые железнодорожные перевозки во внутригосударственном и международном сообщениях.

Прирост тарифов в среднем составит не выше: в 2008 году - 11 процентов, в 2009 году - 9 процентов, в 2010 году - 8 процентов. При этом объемы капитального ремонта путей увеличатся в 2008 году до 12,5 тыс км, в 2009 году - до 13,5 тыс км, в 2010 году - до 16 тыс км; грузовых вагонов в 2008 году - до 21,5 тыс единиц, в 2009 году - до 30 тыс единиц, в 2010 году - до 35 тыс единиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.