Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочных служб.
Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и перепродажу права на взыскание долгов.
При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлять счета - фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.
Перед предоставлением кредита необходимо тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Можно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.
При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целом управление дебиторской задолженностью включает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или, наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в: анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам. Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости.
Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансированности с кредиторской.
На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Делая обобщение можно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.
2 Анализ управления дебиторской задолженностью ОАО «Курганхиммаш»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Завод «Курганхиммаш» вступил в строй действующих предприятий в 1956 г. в ведомственной принадлежности Министерства химического машиностроения СССР для обеспечения послевоенной экономики химическим и нефтегазовым оборудованием. С 1964 г. на заводе одновременно начато освоение производства установок осушки воздуха и нестандартного оборудования. Первое озонаторное оборудование было произведено в 1976 г., годом позже, завод освоил выпуск автоклавов. В 1983 г. закончено строительство крупнейшего на Урале цеха гуммированной аппаратуры. С 1993 г. «Курганхиммаш» начинает дальнейшее освоение оборудования для нефтегазового комплекса страны и зарубежья.
В 1992 г. в процессе приватизации предприятия образуется Акционерное общество открытого типа «Курганский завод химического машиностроения», а в 1996 г. оно в соответствии с Законом «Об акционерных обществах » преобразуется в ОАО «Курганхиммаш». Акционерами общества стали 6 юридических лиц, владеющих 62,14% голосующих акций, и 5656 физических лиц (в основном члены трудового коллектива). Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью ОАО "Курганхиммаш", за исключением решения вопросов, отнесенных законодательством РФ, Уставом Общества к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Исполнительным органом Общества, осуществляющим руководство его текущей деятельности, является Генеральный директор. Он подотчетен собранию акционеров и Совету директоров. Структура собственности завода представлена на рисунке 1.
Сегодня предприятие проектирует и производит наукоемкое и высокотехнологическое оборудование для химической, нефтегазодобывающей и нефтегазоперерабатывающей промышленности, энергетики, металлургической, пищевой, легкой, фармацевтической, жилищно-коммунального хозяйства и многих других отраслей. Отраслевая структура потребителей представлена на рисунке 2.
Рисунок 1 - Структура собственности ОАО "Курганхиммаш"
ОАО «Курганхиммаш» специализируется на выпуске аппаратного оборудования, подведомственного Госгортехнадзору России. Основными видами выпускаемой предприятием продукции являются:
- теплообменное оборудование для нефтегазовой и химической промышленности;
- емкостное оборудование;
- оборудование для предприятий теплоэнергетики (ТЭЦ, ГРЭС, тепло пунктов, котельных);
- озонаторное оборудование;
- нефтегазовое оборудование;
- оборудование для охлаждения, осушки и очистки сжатого воздуха;
- автоклавы;
- воздухосборники (общепромышленного и специального назначения);
- центрифуги;
- нестандартное и специальное оборудование по специальным заказам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8