Обсуждаемые в настоящее время варианты правовой реформы не предусматривают сколько-нибудь заметной децентрализации судебной системы и системы исполнения судебных решений. Но это не означает, что рассмотрение предложений по их реальной децентрализации (федерализации) в принципе невозможно. Более того, без активного публичного обсуждения и достижения общественного согласия по этому вопросу невозможна никакая эффективная реформа судебной и правоохранительной системы в нашей стране.
Правопорядок является комплексной услугой, предоставление которой берет на себя в основном государство. Можно выделить пять компонентов услуги:
]производство правовых норм;
]надзор за соблюдением норм и выявление нарушителей;
]судебное разбирательство и разрешение правовых конфликтов;
]исполнение судебных решений, а также решений других уполномоченных органов, включая осуществление наказаний.
Каждый из этих компонентов может рассматриваться как особый вид услуги. С точки зрения государственного финансирования это означает, что можно финансировать каждый компонент в отдельности, независимо друг от друга. Так, практически, в России сейчас и происходит. Для финансирования надзора за соблюдением норм и выявления нарушения средства выделяются Генеральной прокуратуре и МВД; для судебного разбирательства и разрешения правовых конфликтов - Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ и Высшему арбитражному Суду РФ; для исполнения судебных решений - Минюсту. Как распорядители средств все указанные институты равноправны.
Распорядители средств (линейные министерства) «конкурируют» между собой за бюджетные ресурсы, в общем, на равных основаниях со всеми бюджетополучателями и планируют свои расходы в рамках отпущенных им Министерством финансов лимитов. При этом предполагается, что специалисты этих линейных министерств лучше других знают потребности своей отрасли и смогут на стадии подготовки бюджета предложить оптимальные варианты распределения ресурсов внутри нее.
В таблицах 2.1 и 2.2 представлена доля расходов федерального бюджета за период 1998-2003 гг.
Таблица 2.1
Структура расходов федерального бюджета в 1999-2001 годах
Направление
расходов
1998
1999
2000
2001
млрд. руб.
% к итогу
изменение %
расходы всего
472,7
100
666,9
-
1029,2
1342,4
процентные расходы (обслуживание государственного долга
148,7
31,5
162,9
24,4
0,78
257,8
25,1
1,04
231,7
17,1
0,68
непроцентные расходы, в т.ч.
323,5
68,5
504,0
75,6
1.10
771,4
74,9
0,99
1110,5
82,9
1,09
государственное управление
10,9
2,30
14,8
2,2
0,97
252
2,4
42,0
3,1
1,26
национальная оборона
65,1
13,8
115,6
17,3
191,7
18,6
1,06
246,7
18,4
правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
33,5
7,1
55,6
8,3
1,18
105,4
10,2
1,23
11,1
1,08
промышленность энергетика, строительство
15,5
3,3
2,6
35,1
34
1,33
44,2
сельское хозяйство и рыболовство
4,7
1,0
8,8
1,3
1,32
13,4
0,98
23,7
1,8
1,38
социально-культурные мероприятия (социальные услуги)
61,7
13,1
85,1
12,8
134,3
1,02
204.1
15,2
1,16
Финансовая помощь бюджетам других уровней
114,5
11,6
109,0
9,3
0,8
248,3
18,5
Источник: Фонд Либеральная миссия// www.liberal.ru/
Мы видим опережающий рост (увеличение доли в расходах), а стало быть, и фактический приоритет расходов на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности. С 20,3% расходов федерального бюджета в 1998 году доля этих статей в 2001 году выросла до 29,5%. Эта тенденция продолжается в 2002-2003 годах: в 2003 году по этим двум статьям рост составил 33,8% при том, что в целом расходы выросли на 11,4%.(табл.2.2)
Таблица 2.2
Структура расходов федерального бюджета в 2001-2003 годах
Направление расходов
2002 - закон
2003
млрд.руб.
прирост к 2001, %
Прирост к 2002, %
2106,0
59,6
2345,6
11,4
процентные расходы
285,0
23,0
277,5
- 2,7
56,7
35,0
66,5
273,5
345,7
26,4
167,8
244,6
45,8
Фундаментальная наука и содействие НТП
32,9
38,8
40,2
22,2
62,2
42,3
62,9
1,1
26,8
11,3
30,0
11,9
образование
54,5
80,9
48,4
97,6
21,0
здравоохранениеи физ.культура
23,1
31,9
38,1
39,3
23,2
социальная политика
112,3
98,0
- 12,8
150,7
53,8
финансовая помощь бюджетам других уровней
597,7
140,7
711,4
19,0
в т.ч. средства передаваемые внебюджетным фондам
332,3
416,9
25,5
-без средств внебюджетных фондов
265,4
6,9
295,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16