Рефераты. Жизнь во внешнем мире. Утилитарный экзистенционализм

Классическое представление о сне как “царстве вагуса”, которое основывалось на характере динамики вегетативных сдвигов при засыпании (брадикардия, брадипноэ, артериальная гипотензия, миоз) и на снятии некоторых таких сдвигов холинолитиками, в свете современных данных требует уточнения. И в первую очередь с наличием двух фаз сна – фазы медленного сна и фазы быстрого сна. Попытка выйти из затруднения путем определения фазы медленного сна (МС) как ваготонической (трофотропной), а фазы быстрого сна (БС) как симпатикотонической (эрготропной) оказалась не совсем верной. Поскольку в фазу МС действительно увеличивается влияние парасимпатической – трофотропной системы. В фазу же БС влияние парасимпатической нервной системы увеличивается еще больше! И происходит это за счет снижения активности симпатической нервной системы. Более того, преобладание трофотропной функции во время фазы БС проявляется в виде сновидений – т.е. осознается нами!!


 






     СНС    ПНС                                    СНС    ПНС                                 СНС    ПНС

  Бодрствование                             Медленный сон                           Быстрый сон


И было бы странно, если бы этого не происходило. Количество интерорецепторов в желудочно-кишечном тракте сопоставимо с количеством рецепторов в зрительном анализаторе. Но ответы на их раздражение не регистрируется в корковом анализаторе при бодрствовании. Ответы на раздражение висцеральных нервов регистрируются в ассоциативных полях соматосенсорной и зрительной систем во сне!!

            “Определенная роль центральной нервной системы в поддержании гомеостаза всегда интуитивно чувствовалась медиками и физиологами. В то же время прямые исследования, проведенные на бодрствующих животных в условиях хронических опытов показали крайне ограниченное представительство висцеральной сферы в коре и в других отделах головного мозга. Результаты этих исследований в значительной степени способствовали закреплению представления, согласно которому, контроль висцеральных органов главным образом осуществляется автономной нервной системой, распределенной в виде ганглионарных образований по внутренним органам. С другой стороны, анатомические исследования показывали, что количество интерорецепторов, сигнализирующих о параметрах деятельности висцеральных органов (хемо-, механо-, терморецепторов) вполне соизмеримо с количеством экстерорецепторов (зрительных, слуховых, проприоцептивных и т.п.), передающих информацию об окружающей среде, положении и движениях тела. Таким образом, объем информации, поступающей от внутренних органов, мог оказаться соизмеримым с потоком экстероцептивной информации. Вставал вопрос, какими же нейронными структурами осуществляется обработка этого огромного потока интероцептивной информации? Эксперименты, выполненные в направлении поиска ответа на этот вопрос показали, что анализ висцеральной информации осуществляется, в частности, теми же корковыми зонами и теми же нейронами, которые производят анализ экстероцептивной информации, но эта обработка производится в период сна. Было показано, что наносимая в состоянии медленноволнового сна интраперитонеальная электрическая стимуляция зоны желудка и/или тонких кишок у кошек и обезьян приводила к появлению вызванных потенциалов в ЭЭГ, регистрируемой в первичной и ассоциативной зрительной коре. Эти ответы исчезали сразу после пробуждения. Ответы на интраперитонеальную стимуляцию во время сна были зарегистрированы и у нейронов первичной и ассоциативной зрительной коры, а также у нейронов ассоциативной соматосенсорной коры кошек. В серии экспериментов проводилась прямая регистрация миоэлектрической активности желудка и двенадцатиперстной кишки с помощью хронически имплантированных электродов. Было обнаружено, что естественная активность этих органов во время медленноволнового сна коррелирует с корковой нейронной активностью и отражается в волнах ЭЭГ. Эти наблюдения явились подтверждением раннего предположения, согласно которому медленноволновая активность коры во время сна отражает периодическую (в частности, перистальтическую) активность внутренних органов. Таким образом, был обнаружен новый механизм поддержания жизнедеятельности организма – периодическое вовлечение в этот процесс всей “вычислительной мощности” коры мозга. Одним из условий его эффективного использования является четкая синхронизация переключения информационных потоков в нервной системе при переходе от бодрствования ко сну и обратно”.

Функции нервной системы в состояниях и бодрствования, и сна отличаются высокой динамичностью. Однако в бодрствовании определяющим является взаимодействий с внешним миром, и это понятно. Во время сна динамичность имеет более строгий временной паттерн. Значительное отклонение от внешнего мира объясняет большую детерминированность сдвигов внутренними факторами и, следовательно, большую направленность функций нервной системы на внутренние процессы.

Да, конечно, вопрос индивидуального бессмертия имеет и философские вопросы. Так если в быстро эволюционирующих видах индивиды делятся не только на родителей и потомков – разделение происходит еще на мужские и женские особи. С возвращением (инволюцией?) к гермафродизму (вследствие прочного занимания экологической ниши) скорость эволюционирования вида снижается. Видимо она еще больше будет снижаться при достижении индивидуального бессмертия. Хотим мы этого или нет, но по достижению определенного периода зрелости индивидом, предшествующие поколения будут тормозить и подавлять его дальнейшее развитие – он все больше и больше будет походить на них самих. Они будут занимать его нишу, куда он должен был бы смещаться при рождении уже своих собственных детей. Другой проблемой будет являться, рано или поздно, то, что данная популяция займет весь возможный пространственный объем и тогда встанет вопрос: что более важно смерть старого (нужного, опытного?) поколения и рождение нового? Если не будут рождаться новые индивиды остановится ли жизнь эволюция данного вида? Чем тогда принципиально человек будет отличаться от банального камня, который так же  не имеет никакого продолжения (тот же камень также что-то отражает, в нем также происходят какие-то реакции – но это не имеет никакого продолжения)? Но, повторюсь, допуская бесконечность в пространстве и времени, мы вправе допускать его и в жизни, в том числе и бесконечность в жизни отдельного индивида. Наверное, это несколько преждевременные вопросы – как, например, что будет делать человечество со смертью Солнца? – Это, возможно, слишком далекая перспектива, чтобы быть актуальной сегодня. Ясно одно, что человеческое любопытство, человеческий разум не возможно остановить – он все равно будет стремиться ко все большему охвату Вселенского пространства и времени, ко все общей конструкции и взаимопроникновению. Чем это все закончится? Посмотрим…



Послесловие.


Объем данного сочинения получился несколько большим, чем думалось в его начале, но надеюсь, мне удалось остаться в рамках высказывания своего личного мнения – без какого-либо напускного позерства. Единственный вывод, какой бы хотелось подвести всему вышесказанному, заключается в том, что наше рождение – рождение человечества – так или иначе состоялось и не стоит, наверное, так уж настойчиво стремиться назад в материнское чрево, пусть и чрево великой матери–природы. Мысли, воспоминания о райской жизни в материнской утробе чудесны и понятны, но  нам необходимо учиться жить самим в этом внешнем мире – пора учиться самостоятельности. Мир, Вселенная, развиваясь по принципу детерминизма, логичны и последовательны. Это вызывает восхищение перед природой, перед тем накопленным за время своей эволюции багажом знаний. Но мир еще очень далек от совершенства, а потому, нам самим нужно еще хорошо потрудиться, чтобы хоть чуть-чуть сделать его лучше и гармоничнее – не только логичным и последовательным, но и разумным. Тем более что мы уже сегодня не так уж мало знаем как о себе, так и о самой природе. Стремление к продолжению своей (в том числе и собственной) жизни, на мой взгляд, вполне естественное и нормальное стремление, тем более что законов запрещающих нам жить нет. Отсутствие таких законов дает нам шанс продолжать нашу жизнь. Но этот шанс – это только возможность – само наличие возможности в принципе. И эту возможность еще нужно использовать. Это труд – огромный труд требующий постоянного внимания и затрат энергии, действия и времени. Этот труд и составляет сущность жизнедеятельности. Жизнь нужно делать, если хотите – творить. Никто нам ее не подарит и никто вместо нас делать ее не будет. Для этого нужно учиться и работать, а чудо жизни воздаст за это всем сполна. Все, в общем, по большому счету, зависит только от нас – нашего разума и наших возможностей, которые, я надеюсь, все больше возрастают по мере развития нашей цивилизации.

Спасибо…


(1989-2006гг.)





















(материалы данной работы совершенно свободны для любого доступа и использования)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.