Промышленность, причем крупная, явилась причиной возникновения подавляющего числа новых городов, преображения и роста традиционных центров. Новые города, возникшие при крупных предприятиях, оставались в значительной степени поселками. Их можно было считать жилищно-коммунальными цехами заводов или комбинатов. Другие функции, помимо промышленных, развивались недостаточно, за исключением тех, которые были также связаны с ведущей промышленностью, ее непосредственным обслуживанием - строительство и производство строительных материалов, транспорт, подготовка кадров. Узкоотраслевой профиль сказывался на социально-профессиональном составе населения. Город не развивался как многофункциональное образование, что влекло за собой и его социальную ущербность.
Традиционный многофункциональный город - в прошлом губернский, а ныне областной центр - в результате внедрения в него крупной промышленности приобретал своего рода промышленный флюс, деформировавший его функциональную структуру. Даже в Санкт-Петербурге, в котором функциональная структура продолжала быть окрашенной столичностью, доля промышленности в структуре занятости достигает 50%. А в центрах регионов, по сравнению с другими городами наиболее далеко ушедшими по пути развития многофункциональности - Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, она значительно выше.
Промышленность как бы блокировала развитие других видов деятельности. Город характеризовался социальными изъянами. Хотя часть городов - промышленных новостроек (Новокузнецк, Кемерово, Комсомольск-на-Амуре, Норильск и другие)- развивались в сторону многофункциональности, однако и у них пресс крупной промышленности оказался чрезмерным.
Быстрое развитие промышленности, стимулировавшее скачкообразный рост городов, повлекло за собой шлейф негативных последствий. К числу их относится чрезмерно быстрое формирование населения из преимущественно сельских мигрантов. В результате в больших городах образовался значительный слой маргинального населения, с трудом адаптировавшегося к новым условиям жизни. Вчерашние сельские жители - они еще не стали горожанами- с трудом усваивали городской образ жизни.
Необходимость строительства новых промышленных и жилых районов вызвала растягивание территории города, его коммуникаций. На строительство новых районов уходила львиная доля средств, в результате чего их явно не хватало для реконструкции и просто содержания в порядке старой части городов, даже их центров.
Произошло резкое ухудшение экологической ситуации. По данным Генеральной схемы расселения только 15% городских жителей России проживает на территории с уровнем загрязнения атмосферы в пределах допустимого; 32% - в районах слабого загрязнения; 33% - умеренного; 17% - сильного и 3% - очень сильного. Экологически опасные ситуации с тенденцией к ее обострению проявляются на площади около 2,5 млн.кв.км. Крупные города влияют на окружающую среду в радиусе, который в 50 раз превышает радиус их собственной территории.
На карте "Города России с наиболее тяжелым экологическим состоянием" показано 140 городов. Это 13,2% общего числа городов России. Первенство по выбросам в атмосферу у Норильска, где ежегодный выброс составляет 2486 тыс. тонн. Это в 3,7 раз больше, чем у следующего за ним Новокузнецка по объему и в 12,7 раз больше при пересчете на душу населения. По объему сброса загрязненных вод первое место занимает Москва - 2394 млн. т в год, второе - Санкт-Петербург. Замыкает этот список Чапаевск - спутник Самары. Здесь сброс равен 44 млн.т, но в пересчете на душу населения он опережает Москву (соответственно 449 и 276 т на человека в год).
В числе экологически особо неблагополучных - все города-миллионеры (их в России 13), все крупнейшие города (22), подавляющее число республиканских, краевых и областных центров (63 из 72), больших городов вообще (113 из 165). В этом списке 14 малых и 13 средних городов, преимущественно центров черной и цветной металлургии, химии, целлюлозно-бумажной промышленности. Удручает факт нахождения в перечне неблагополучных городов-курортов Сочи и Пятигорска, а также достаточно многочисленных городов - новостроек. Декларируя тезис об экологическом приоритете, о том, что целью производства является человек, мы создавали города, в которых условия жизни были ненормальными.
В Москве после резкого скачкообразного расширения городских границ в 1960 г. промышленность, исторически размещавшаяся на окраинах города, оказалась глубоко в "теле" города. Сейчас основные промышленные зоны расположены в Москве ближе к центру, нежели к городской черте. Жилые районы, созданные в последние тридцать-сорок лет, "перепрыгнули" основной промышленный пояс, что привело к функциональной чересполосице. Кроме того, необходимость сблизить места жительства с местами работы вызвала появление новых промышленных зон в периферийной части столицы - Чертаново, Очаково, Дегунино и в ряде других.
Можно сказать, что в России сейчас множество городов без полноценной городской среды, с недостаточно городской функциональной структурой, с не вполне городским населением. Как ни парадоксально это звучит, но многие российские города недостаточно урбанизированы. Еще в 1910 г. В.П.Семенов-Тян-Шанский опубликовал в книге "Город и деревня в Европейской России" данные проведенного им анализа городов. Из 761 города, которые имелись в то время на территории России (в тогдашних границах), к "истинным"( по показателю "торгово-промышленной бойкости") он отнес 534, а 327 или около 30% общего числа, истинными городами не являлись. Результаты этой работы показали, что значительная часть российских городов были лишь экономически неполноценными административными центрами. Часть городов явно деградировала и находилась на пути возвращения в ряды сельских поселений, что на протяжении всего XIX в., а также в первые десятиления советской власти и происходило.
Россия вполне заслужила название страны, в которой сеть городов находилась на протяжении веков в состоянии перманентной перестройки, все время адаптирующейся к изменяющимся условиям, в частности, реагирующей на расширение государственных границ, строительство железных дорог, освоение новых районов.
МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ( 3 ЧАСТЬ )
Общие тенденции
Миграционные связи России могут быть поняты только в контексте бывшего СССР. Его территория и после распада Союза продолжает оставаться единым миграционным пространством для населения вновь образованных государств.
Исторически освоение огромных пространств Российской империи сопровождалось движением населения из центральных районов страны к ее окраинам. Постепенно русские, а после и украинцы, заселили бассейны рек Дона и Кубани на Северном Кавказе, распространились в Среднем и Нижнем Поволжье, на Урале и в Северном Казахстане, в Сибири и на Дальнем Востоке. В советское время центробежное движение населения продолжалось, но уже не только из староосвоенных районов России и Украины, но и из Молдавии, Белоруссии на Север, Восток и Юго-Восток СССР.
Постепенно ситуация менялась. Демографические ресурсы староосвоенных районов России истощались, и к 60-м годам два из них - Северо-Западный и Центральный - сами стали ощущать дефицит трудовых ресурсов и превратились в притягивающие районы. С этого времени главный вектор миграционных движений на территории СССР начал приобретать центростремительную ориентацию, которая окончательно утвердилась со второй половины 70-х годов. Этому способствовали аграрное перенаселение, жесткая конкуренция на рынках труда, быстро увеличивающийся слой квалифицированных кадров коренных национальностей в Закавказье, Средней Азии, Казахстане. Это подталкивало пришлое население к выезду оттуда.
Изменение в направлении миграций было очень резким, а движение населения в Россию стало довольно мощным. Если в период 1961-1970 годов нетто-миграция из России в другие республики составил более 1,1 млн. человек, то только за 1991-1994 годы ее показатель превысил 1,9 млн. человек. Дезинтеграция СССР лишь усилила тенденцию, четко обозначившуюся задолго до перестройки. Его коллапс, реформирование социально-экономической и политической системы отразились на миграциях населения очень сильно.
Распад СССР, сопровождаемый острыми национальными конфликтами, не подкрепленный гарантиями в отношении основных гражданских прав (имущественных, трудовых, пенсионных, жилищных) для лиц, оказавшихся вдруг "за границей", вызвал сильное потрясение у населения и привел к "съеживанию" миграций. Миграционный оборот уменьшился почти вдвое, и его сокращение продолжалось вплоть до 1993г. Если суммарное число мигрантов (прибывших и выбывших) составляло соответственно в 1989 г. 6639 и 6194 тыс. человек, то в 1994 г. 4294 и 3428 тыс. человек. Особенно сильно сократился выезд сельского населения в города, вследствие чего результирующий вектор сельско-городских миграций приобрел противоположное направление - в сторону села.
На территории бывшего СССР широкое распространение получили вынужденные миграции, имеющие ярко выраженную этническую окраску. В начале 1995г. в России зарегистрировано 702,5 тыс. беженцев из стран СНГ и республик самой России, при этом 2/3 беженцев - русские.
В 1993г. наметились, а в 1994 г. уже явно обозначились признаки выхода из кризисной ситуации: прекратилось падение мобильности населения (в 1994г. она даже несколько увеличилась), восстановился нормальный баланс сельско-городских миграций (с той только разницей, что теперь не только город, но и сельская местность имеют значительный приток населения), увеличился приток населения в Россию.
В 1993 - 1994 годах наряду со стрессовыми факторами, почти полностью определявшими миграции в предшествующие два года, отчетливо проявилось нормализующее воздействие экономических факторов. Россия раньше большинства других бывших республик начала рыночные преобразования и процесс приватизации, здесь существенно ниже инфляция, а российский рубль - самая крепкая валюта в СНГ. Несмотря на значительное падение производства, развивается рынок труда в частной сфере - в бизнесе, коммерции, сфере услуг, строительстве. Это позволяет беженцам получить источник средств существования, привлекает экономических мигрантов, создает условия для развития временной трудовой миграции в Россию.
Благодаря политике открытых дверей Россия быстро входит в систему международных миграций. Против ожиданий, резкого увеличения эмиграции из России за пределы бывшего СССР после того, как с 1993г. был введен закон о свободном въезде-выезде, не произошло. Эмиграционный поток колеблется около величины в 100 тыс. человек в год. Несомненно, фактическая эмиграция больше официальных данных, так как эмигрантами становятся многие из тех, кто выезжает с другими целями. Но ясно и то, что эмиграционного взрыва не произошло. Наряду с внешними ограничениями эмиграцию сдерживает политика открытых дверей и нормального отношения к эмигрантам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9