Наконец, обращает на себя внимание двуединый характер урбанизации. За концентрацией деятельности, в результате чего территория разделяется на "центр" и "периферию", происходит распространение результатов деятельности на окружающий район. А.С.Ахиезер говорит о "пульсации" как о важнейшей черте механизма урбанизации. Урбанизация воспроизводит различия между центром и периферией и затем "снимает" эти различия, подтягивая периферию до уровня центра, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее его развитие.
Последовательное усложнение форм расселения, выражая общие глобальные черты и свойства урбанизации, связано с закономерно сменяющими друг друга стадиями. Каждая стадия выделяется присущими ей особенностями территориальной концентрации.
Основные стадии урбанизации.
I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это - "точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся все масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.
II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения. Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вносит коренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьма распространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.
В социальном отношении городская агломерация - ареал, в котором замыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. У агломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих их поселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. С агломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленный возможностью замкнуть в пределах территориально ограниченных агломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей. Это особенно важно для стран с большой территорией. В условиях централизованного управления экономикой агломерационный эффект использовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи в своих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность.
Положительные свойства агломераций сочетаются с их недостатками. Это объясняется тем, что агломерации как бы аккумулировали в себе разрозненные, плохо согласованные между собой частные решения. Их развитие не регулировалось в соответствии с заранее разработанным общим планом. Формирование агломераций можно рассматривать как одно из проявлений саморазвития расселения. Преимущества агломераций неоспоримы, недостатки устранимы. Важно, что агломерационный подход, ранее игнорировавшийся, пробивает себе дорогу в градостроительстве, что, в частности, подтвердил Генеральный план Москвы и Московской области 1988 г.
III. Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточенная концентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованный урбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностью узловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали) элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказывается перекрытой зонами их непосредственного влияния, формируются урбанизированные районы.
Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двух основных тенденций в развитии расселения - центростремительной и линейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тот факт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникших новых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в состав агломераций. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденции являлось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород.
Однако магистраль не во всех случаях проявляет себя в качестве оси развития, вдоль которой складывается мощная полоса расселения. Так, например, не сложилась она вдоль магистрали Москва - Санкт-Петербург, соединяющей крупнейшие в России центры - столицу и вице-столицу и первой по времени постройки в нашей стране. Интересно, что русский писатель, автор фантастических новелл В.Ф.Одоевский в первой половине прошлого века предсказывал, правда в далекой перспективе, соединение Москвы и Санкт-Петербурга в единый город. Сравнительно недавно с идеей формирования "линеарного города" Москваленинград выступил Д.С.Лихачев. Сейчас внимание к межстоличному региону и прежде всего к "коридору" Москва - Санкт-Петербург вновь возросло в связи с проектом сооружения высокоскоростной магистрали между этими центрами.
Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствовать социально-экономическому развитию межстоличного пространства, уже с давних времен испытывающего экономический застой и отток населения. Предполагается, что приток населения будет обеспечиваться путем расселения вынужденных переселенцев и демобилизованных офицеров (с членами их семей) частей, выведенных из стран Европы. Существующая и активно работающая магистраль, принадлежащая к числу технически наиболее совершенных в России, имела все же, в основном, транзитное значение и пересекаемую ею территорию к себе не подключила. Поэтому уверенно прогнозировать и на этот раз социально-экономический подъем местности и формирование своего рода мегалополиса Москва - Санкт-Петербург трудно.
Территориальное устройство страны с формированием опорного каркаса приобретает новое качество. По выражению В.П.Семенова-Тян-Шанского возрастает прочность государственной территории. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие ее огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России.
Рассмотрение особенностей размещения городов в пределах регионов России показывает, что они не схватывают равномерно территорию. Города стремятся сблизиться, образуя, тем самым, ареал интенсивного взаимодействия - наиболее экономически акивную часть территории. Тем самым достигается снижение затрат времени и средств на осуществление взаимодействий, что можно назвать экономией расстояний.
В перспективе, когда будет осуществлено строительство системы высокоскоростных магистралей (а такова тенденция развития транспортных сетей), возможно формирование суперкаркаса, в который войдут главные центры регионов и основные коммуникационные узлы страны. В градостроительной практике произошло признание идей опорного каркаса, которые до тех пор имели хождение лишь в научной среде. Теперь идея признается как конструктивная и практически важная и в органах управления. В результате рассмотрения Генеральной схемы расселения на территории России Экспертный совет при правительстве Российской Федерации в своем решении отметил важность формирования опорного каркаса расселения. Его роль в новой геополитической ситуации России возрастает.
Город: основные черты и свойства
Город - очень емкая форма территориальной организации жизнедеятельности, которая вбирает все черты, присущие обществу. Не случайно город определяют как модель создавшего его общества. Философ П.Г.Щедровицкий говорит о том, что в городах есть все, и это очень затрудняет определение города как явления.
"Что такое город, скажет всякий, кроме урбаниста" - такой шутливый эпиграф предпослан к главе "Представление о городе" в книге Дж.Голда "Основы поведенческой географии", переведенной на русский язык в 1990 г. Словом "город" в сущности обозначаются очень разные поселения - от гулливеров до лилипутов, очень непохожие по качеству жизни в них, разные функционально и как жизненная среда для людей.
Краткие энциклопедические определения характеризуют город лишь в самом общем виде. Город - населенный пункт, отнесенный согласно законодательству государства к категории городов. Как правило, он обладает значительной численностью населения (по сравнению с сельскими поселениями), которое занято главным образом вне сельского хозяйства - в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре. Законодательство России устанавливает, что минимальная численность населения города - 12 тыс. человек, а минимальная доля рабочих, служащих и членов их семей в общей численности - 65%.
Следует отметить условность этих показателей. По состоянию на начало 1989 г. в России 140 городов имели менее 12 тыс. жителей. Границы между городскими и сельскими поселениями не только в нашей стране, но и во многих других государствах расплывчаты изменчивы. По статистике ООН городами считаются населенные пункты, имеющие более 20 тыс. жителей. Нередко в поселениях, которые официально считаются городами, отчетливо просматриваются явно не городские черты.
Что же такое истинный город? Каково его назначение? Приведем несколько определений "формул", подчеркивающих роль города в общественном развитии, его особое положение среди творений ума и рук человеческих.
А.Буров: "Город - интеграл человеческой деятельности".
Ле Корбюзье: "Города - духовные мастерские человечества".
И.М.Гревс: "Город - один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов ее гнезд".
В.И.Ленин: "Города - двигатели прогресса".
Н.К.Баранский: "Города - это как бы командный состав страны".
Вопрос об основных чертах и свойствах города, казалось бы простой, но на самом деле необычайно сложный. Если бы город как явление был познан глубоко, не было бы тех систематических просчетов и ошибок, которыми изобилует практика градостроительства. Архитектор А.Э.Гутнов спрашивает: "Почему город неизведан? Ведь мы создаем его собственными руками, своей волей. Он ведет себя совсем не так, как ему предписано. Иногда кажется, что он делает это нарочно, назло нашим тщательно продуманным сбалансированным планам - растет там, где ему надлежит остановиться, и нерешительно топчется там, где мы проектируем рост". Усилия по ограничению роста больших городов и активизации малых и средних, столь важные для России, оборачивались совсем противоположной картиной: большие города продолжали расти, а малые хиреть.
Конечно, особое значение имеет фактор неопределенности. Город проектируется и строится на века. Он войдет в те времена, о которых авторы проекта не могли иметь сколько-нибудь точного представления. Появятся новые факторы и условия, перед городом возникнет трудная задача адаптации. Но главное все же не в этом. Главное - в самом городе, в его свойствах, поведении, закономерностях развития, его саморазвитии, в непредсказуемости поведения. Дж.Феррестер сказал: "Город - контринтуитивен. Нельзя управлять его развитием, исходя из соображений здравого смысла". А.Э.Гутнов приводит строки из Б.Пастернака:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9