Рефераты. Урбанизация

В зарубежной научной литературе встречается термин "слаборазвитый город". Он определяет некоторые специфические особенности городов в развивающихся странах. Среди них:


-недостаточность функциональной базы (промышленность, непроизводственная сфера и другие источники занятости и доходов), которая не в состоянии "поглотить" все более увеличивающееся население;


-быстрый рост обездоленного населения (в значительной степени в результате притока мигрантов) и застроенной площади городов;


- сложившаяся концентрическая система планировочной структуры вокруг центральных исторических центров городов; при этом кварталы менее обеспеченных групп горожан непосредственно примыкают к "ядрам" городов**


-существование на периферии городов разрастающихся по занимаемой площади поселений сосредоточения наименее обеспеченных групп населения (главным образом мигрантов) с неупорядоченной хаотической застройкой, лишенных, как правило, элементарной инфраструктуры (электричество, водоснабжение, канализация, медицинское обслуживание);


- отчетливо выраженное территориально-имущественное разделение городских территорий с выделением ареалов проживания групп с высокими, средними, низкими и минимальными доходами ("социальная сегрегация");


**В промышленных городах отмечается новый виток (новая стадия) урбанизации. Она связана с тем, что бедные группы населения постепенно вытесняются из центральных районов города. Происходит своего рода их "джентрификация" (облагораживание). Процесс возрождения и повышения социально-экономической роли центральных частей городов получил название "реурбанизация". Она еще не затронула крупнейшие и крупные города в развивающихся странах.


распространение городской застройки территорий на неблагоприятные по своим инженерно-геологическим и экологическим условиям территории (горные склоны с сильной эрозией, высокогорья, заболоченные или подтапливаемые участки и другие подобные места).


Эти наиболее общие особенности "анатомии слаборазвитого города" порождены взрывным характером урбанизации. Она по своим масштабам значительно опережает темпы развития экономики. При этом города как бы закрепляют ту территориальную организацию общества и хозяйства, которые достались развивающимся странам в наследство от колониального прошлого, препятствуя их прогрессу.


Характер размещения населения в развивающихся странах и, в том числе, его особенно высокая территориальная концентрация в крупнейших городах все более ощутимо препятствуют прогрессу этих государств. В ответе на анкету ООН только 6 из 116 развивающихся стран заявили, что в них размещение населения "приемлемо", 66 государств ответили, что оно "в высшей степени неприемлемо", а в 42 государствах "неприемлемо в той или иной степени".


Такой характер размещения населения сохранится и на отдаленную перспективу. Это связано и с особой гипертрофией крупнейших центров. В большинстве развивающихся стран в 4-5 крупнейших городах сосредоточено примерно 4/5 промышленного потенциала этих государств. При этом крупнейшие города растут темпами в 3-5 раз более высокими, чем общий рост численности населения. Это характерно, в частности, для Латинской Америки - наиболее развитого, индустриального и урбанизированного региона "третьего мира". В агломерациях Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Мехико и Буэнос-Айреса сосредоточены примерно 1/5 населения и 1/3 потенциала обрабатывающей промышленности региона. По расчетам П.Р.Оделла примерно 90% стоимости продукции обрабатывающей промышленности в Латинской Америке производится в 41 центре, в том числе 70% - в 10 крупнейших городах.


В 2000 г. в городах Латинской Америки с населением свыше 1 млн. жителей будет проживать более 2/5 латиноамериканцев. В 1990 г. доля жителей крупнейшей агломерации в общем населении составляла в крупнейших и наиболее развитых странах региона: в Бразилии 12,5%, Мексике 22,8%, Аргентине 35,6%, Перу 30,4%. Максимум территориальной концентрации населения в ведущей агломерации отмечается в Пуэрто-Рико (40,2%) и в Уругвае (39%). Сходная картина прослеживается и в большинстве других стран "третьего мира".


Для ускоренной и даже взрывной урбанизации в развивающихся странах более всего характерна "концентрационная модель" растущего сосредоточения населения и всех сфер экономики в немногих ведущих и крупнейших центрах. Их рост будет продолжаться и при постепенном снижении рождаемости, что отмечается в большинстве развивающихся стран. Отток населения из сельской местности в города (особенно в крупные и крупнейшие центры) будет продолжаться высокими темпами. Это обусловлено тем, что сельское хозяйство и сельская местность в развивающихся странах не могут удержать сельское население из-за малоземелья, ухудшения условий, растущей престижности городской жизни. Хозяйственное освоение новых районов в развивающихся странах (некоторое исключение представляет Латинская Америка) не может поглотить сколько-либо значительную часть избыточного сельского населения.


Во многих развивающихся странах ( особенно в Тропической Африке) сложился довольно элементарный рисунок городского расселения. Существует один крупный центр общенационального значения при довольно большом количестве малых городов в сельской местности. Отметим, однако, что почти во всех развивающихся странах появились крупные города, имеющие свыше 100 тыс. жителей каждый. В Латинской Америке, например, за 1870-1990 гг. число таких городов увеличилось более чем в 50 раз.


В развивающихся странах формируются и все более сложные формы урбанистической организации: агломерации городов, "городские коридоры", расположенные между крупнейшими центрами. Они сложились в наиболее урбанизированных и индустриальных странах. Среди них Индия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Чили и некоторые другие. В Венесуэле, например, формируются 3 мегалополиса, в том числе между столицей Каракасом и побережьем. К концу века в них будет сосредоточено 77% населения Венесуэлы (в начале 70-х годов на занимаемой ими территории проживало 42.6% венесуэльцев).


Почти во всех развивающихся странах отмечается нарастающее ухудшение состояния окружающей среды в столичных и других агломерациях и на прилегающих к ним территориях. Это, в частности, обусловлено тем, что в странах "третьего мира" типична высокая территориальная привязка "загрязняющих" отраслей промышленности к крупнейшим и крупным городам.


Это обостряет и без того кризисное состояние городской окружающей среды. Возникла реальная опасность для состояния здоровья городского населения, особенно в многочисленных окраинных ареалах сосредоточения наименее обеспеченных групп населения.


В ядрах агломерацией в развивающихся странах вокруг делового центра расположены основные городские магистрали. Обычно площадь под ними не соответствует возрастающим темпам автомобилизации. Рядом с кварталами многоэтажной застройки находятся предприятия "городских" отраслей легкой, пищевой, химической промышленности. В непосредственной близости располагаются кварталы с наивысшей скученностью населения. По направлению к периферии плотность населения обычно постепенно падает. Но вместе с тем резко возрастает площадь временных и наименее обеспеченных инфраструктурой поселений мигрантов, составляющих все более весомую долю в общей численности населения городов. На "вылетных" магистралях обычно сооружаются крупные предприятия и возникают новые зоны застройки. Происходит неуклонный рост доли населения и промышленности именно окраинных периферийных частей агломераций. Это в условиях недостаточной оснащенности предприятий очистными сооружениями еще более ухудшает состояние окружающей среды на расширяющихся городских площадях.


Большие и все увеличивающиеся территории занимают трущобы и временные окраинные поселения. Они лишены элементарных удобств и медико-санитарных условий. Их население в незначительной степени втянуто в производственную и иные сферы жизни своих городов. Во многих городах развивающихся стран население таких ареалов растет в два раза более высокими темпами, чем все население таких центров. Это обстоятельство ведет к тому, что во всех развивающихся странах города занимают все более значительные площади.


Рост урабанизационных территорий показывает пример Дели. При разработке его генерального плана границы столичной зоны были определены в радиусе 100 км. Но реально радиус границ составляет 240 км. В этой и в других агломерациях в развивающихся странах особенно быстро растут участки временной застройки, занимаемые переселенцами. Нередко эти городские территории сохраняют деревенский облик. В их пределах довольно значительные площади занимают сельскохозяйственные земли. Это особенно типично для городов Тропической Африки.


Во временных, спорадически возникших поселениях, на окраинах больших и даже средних городов проживают сотни миллионов мигрантов из деревень. В таких поселениях, которые нередко называются "колониями нищеты", "пролетарскими колониями" и другими подобными названиями, качество жизни населения и состояния среды обитания особенно неудовлетворительны. В Карачи, например, еще в 70-е годы насчитывалось 200 трущобных ареалов. Лишь 30% жилищ имели водопровод, 20% - подключены к канализации. Данные специального обследования показывают, что в неудовлетворительных условиях проживает не менее половины населения Карачи. Это, как и в других крупных городах развивающихся стран, главным образом, переселенцы из сельской местности. Плотность населения в таких ареалах в Карачи превышает 1600 человек на 1 га. В Медельине, крупнейшем экономическом центре Колумбии, в таких поселках маргинального населения еще в недавнем прошлом электричеством пользовались 45% населения, системой водоснабжения 26%, канализацией 43%. Между тем это один из главных центров всей Латинской Америки.


Характер урбанизации в развивающихся странах определяет и ряд общих особенностей внутреннего устройства (членения) "слаборазвитого города". В нем выделяются резко отличающиеся друг от друга составные части. В частности, быстрый рост городского населения сопровождается особенно высокими темпами увеличения численности пришлого населения и, прежде всего, мигрантов из сельской местности. Характерны трудности их адаптации к условиям городской жизни, к новой для них городской окружающей среде. Не только в крупных, но и в средних , а нередко и в небольших городах, в непосредственной близости от центрального "делового округа" быстро растут кварталы трущоб и поселения наименее обеспеченных групп "маргинального" (наименее обеспеченного и не участвующего в полной мере в городской жизни) населения.


В центральных частях "слаборазвитого города" возрастает плотность населения, чаще всего достигающая высоких, а иногда и критических показателей. Быстро увеличивается площадь под дорогами и другими транспортными сооружениями. Автомобилизация, интенсивно развивающаяся в городах "третьего мира", становится все более весомым фактором ухудшения состояния и качества окружающей городской среды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.