Завершенность, целостность и «всеобъемлимость» системы Гегеля практически не оставили шансов последующим исследователям внести существенные дополнения или изменения. Конечно, Маркс и Энгельс, выделившие из системы Гегеля законы развития, а также приземлившие это на социально-экономическую реальность, совершили материалистический прорыв, но собственно категорий от этого не прибавилось.
Рассмотрим некоторые работы наших современников.
А.П. Шептулин выделяет следующие принципы построения системы категорий диалектического материализма
· Категории, как ступени развития познания. Единство исторического и логического (созерцание – абстракция - практика).
· Принцип тождества диалектической логики и теории познания (онтология=гносеология=логика)
После разведения сфер материи и сознания он начинает последовательно перечислять всеобщие формы бытия, как ступени развития познания
1. Отношение (= связь + изолированность) - человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей
2. Движение и покой – замечает, что среда изменяется
3. Единичное, особенное и общее – отображение на уровне ощущений, восприятия и мышления
4. Качество и количество – совокупность свойств сущности + величина и размер
5. Причина и следствие
6. Необходимость и случайность
7. Содержание и форма
8. Сущность и явление
9. Основа и обоснование
10. Противоречие
11. Диалектическое отрицание – отрицание отрицания
12. Возможность и действительность
В конце своей работы Шептулин прослеживает движение от одной категории к другой в системе научного знания и развитие форм мышления в процессе познания от одной категории к другой.
М.Г. Макаров рассматривает проблему сложности и вариативности категорий диалектики и приводит смысловые варианты и аспекты некоторых категорий
· Общее, единичное, индивидуальное
· Типы целого и уровни целостности
· Многоформенность формы
· Сущность, явление, видимость
· Причина и причинная цель
· Формы и уровни необходимости и случайности
· Типы возможностей
Его подход ценен тем, что сами категории теряют свою гомогенность и внутреннюю безразличность и предстают в виде конгломерата различных уровней, форм и типов.
В.А. Ганзен, развивая системный подход, предложил использовать четыре базовых категории для описания любых объектов действительности. Предложенная им система называется пентабазис.
На практике пентабазис стал одним из самых продуктивных инструментов, используемых в ленинградской психологической школе.
С.П. Семенов в своей концепции диалектического монизма выделяет три взаимосвязанных и взаимоопределяющих атрибута бытия, которые в свою очередь являются континуумами с полюсами в виде противоположностей.
1. Атрибут изменчивость — это то фундаментальное свойство Универсума, которое обнаруживает себя в способности всех его компонентов изменяться, иногда — вплоть до взаимного превращения. Полюсами изменчивости являются собственно изменчивость и неизменность. В современной физике частными понятиями, очевидно имеющими отношение к данному атрибуту, являются: скорость, ускорение, масса, время...
2. Атрибут протяжённость — это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому его разные компоненты существуют порознь, то есть отдельно друг от друга. Данный атрибут обнаруживает себя прежде всего как протяжённость всего и вся в пространстве: фактически само пространство — его проявление. Полюсами протяжённости являются собственно протяжённость (=непрерывность) и граница (=прерыв). Частными понятиями современной науки, очевидно связанными с атрибутом протяжённость, являются: длина, величина, мера...
3. Атрибут противоречивость — это то фундаментальное свойство Универсума, благодаря которому он сам одновременно един и многообразен. Данный атрибут обнаруживает себя в различиях несчётных реалий и в том, что все они в той или иной мере сходны, образуя типы, классы и т.д. Полюсами протяжённости являются сходство (=тождественность) и различие (=противоположности). Понятия современной науки, наиболее очевидно связанные с атрибутом противоречивость, суть следующие: энергия, информация, организация, структура...
Названные три атрибута присущи всем известным компонентам Универсума и во взаимосвязи друг с другом достаточны для объяснения того, как из однородной, но обладающей ими субстанции является великое многообразие реальности. Целокупность этих свойств обнаруживает способность к самоотрицанию: благодаря противоречивости изначальное (= неопределённое, неопределяемое, неопределённость, неявленное) направлено вне себя... благодаря изменчивости оно реализует свою вне-себя-направленность — превращается в иное... благодаря протяжённости изначальное и иное оказываются вне друг друга... Таким образом неопределённое Единое производит самоопределение, становясь при этом одной из сторон Универсума: той, посредством которой все его компоненты остаются всегда взаимосвязанными.
Взаимосвязь атрибутов можно представить в таблице:
Атрибуты
Протяжённость
Изменчивость
Противоречивость
Изменчиво-неизменная
Противоречивая
(= вне-в-себя-направленная)
Протяженная
(= непрерывно-прерывистая)
Обобщая сказанное, хочу отметить, что развитие представлений о системе диалектических категорий находится сейчас в стадии мерцающих углей затухающего костра. Противоречие между методом Гегеля и его системой разрешилось в пользу метода, а система стала покрываться пылью неподступности и недопонимания. Послегегелевские системы ориентированы в большей степени на решение прикладных задач и учитывают реальные ограничения объема памяти и внимания конкретного пользователя.
Диалектический способ познания на данный момент не имеет сопоставимых антитезисов, а потому синтезировать на более высоком уровне нечего.
Со своей стороны вижу три возможных направления для развития системы диалектических категорий.
1. Релятивизм, являющийся по сути антитезисом гегелевской абсолютизации. Сутью релятивисткого подхода к системе категорий является, по моему мнению, троякая относительность каждой из категории. Каждая категория системы должна восприниматься относительно обозначаемого ею Объекта, других Категорий и точки зрения познающего Субъекта ;
2. Синергетика, примиряющая необходимое и случайное в развитии сложных систем. Сутью синергетического подхода к системе категорий является, по моему мнению, признание того факта, что на разных уровнях строения и этапах развития действуют разные законы, а по сему и категории должны употребляться разные.
3. Триалектика. Метафизика использует обобщение и абстрагирование для понимания наблюдаемого. Диалектика использует отрицание и синтез для понимания механизмов саморазвития существующего. Триалектика могла бы использовать коллективное оценивание для изменения вероятностного.
Что касается вопросов, поставленных в первой части работы, то ответы на них я сформулировал следующим образом:
В ответе на этот вопрос должен находиться и ответ на вопрос о том, как отделить первостепенные категории от вторичных и подчиненных.
Принципы включения категорий в систему
1. Принцип универсальности – каждая из включаемых в систему категорий должна быть применима для описания абсолютного большинства объектов и явлений Бытия.
2. Принцип полноты – все включаемые в систему категории должны быть применимы для описания любого из объектов или явлений Бытия и их совокупное применение должно исчерпывать все содержание описываемого объекта или явления.
3. Принцип кардинальных отличий – в систему не должны включаться категории, включаемые в другие категории или значительно пересекающиеся с ними по содержанию.
Принципы взаимосвязывания категорий в системе
1. Принцип синтетической противоречивости – каждая категория должна иметь свою противоположность, вместе с которой она образует определенный категориальный континуум.
2. Принцип соответствия этапам познания - последовательность категорий должна соответствовать логике индивидуального и коллективного познания.
3. Принцип диалектического перехода – переход от одной категории к другой должен осуществляться либо путем отрицания либо путем синтеза предшествующих категорий
Признаюсь откровенно, мне не удалось решить задачу отбора категорий в систему и выстроить ее внутреннею архитектонику так, чтобы с первого взгляда возникало стойкое ощущение полноты, взаимосвязанности и непротиворечивости. До Гегеля мне еще далеко. Однако, считаю необходимым зафиксировать первые шаги на пути создания такой системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7