Рефераты. Система диалектических категорий

Система диалектических категорий

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 
 




Реферат


Система диалектических категорий


Выполнил:

Асп. каф. социологии и управления персоналом

Николай Костицын

Ведущий семинарских занятий по философии

Сергей Иванович Тягунов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2003 г.

 

Содержание

Часть 1. Практическая необходимость................................................. 3

1.1 Корпоративная идеология............................................................................................ 4

1.2 Нематериальное стимулирование............................................................................... 4

1.3 Самостоятельные поиски............................................................................................. 4

Табл. 1 Группировка найденных категорий................................................................. 5

Табл. 2 Процессы взаимопереходов.............................................................................. 6

Табл.3 Системы координат............................................................................................ 7

Постановка ключевых вопросов.................................................................................... 7

Часть 2. Теоретические возможности................................................... 8

2.1 Категории Аристотеля...................................................................................................... 8

Перечень категорий Аристотеля.................................................................................... 9

2.2 Система категорий Канта............................................................................................... 10

Соответствие категорий типам суждений.................................................................. 11

2.3 Система категорий диалектики Гегеля.......................................................................... 13

Принципы построения..................................................................................................... 13

Структура категориальной системы................................................................................ 14

Графическая структура категориальной системы Гегеля............................................... 14

Система категорий бытия................................................................................................. 15

Реальная мера............................................................................................................ 15

Система категорий сущности........................................................................................... 16

Система категорий понятия............................................................................................. 17

2.4 Современные системы категорий................................................................................. 18

Диалектический материализм.......................................................................................... 18

Пентабазис......................................................................................................................... 19

Диалектический монизм................................................................................................... 19

2.5 Выводы и перспективы.................................................................................................. 21

Направления развития диалектики................................................................................. 21

Ответы на ключевые вопросы......................................................................................... 22

На каких принципах основывается построение системы категорий?..................... 22

Принципы включения категорий в систему............................................... 22

Принципы взаимосвязывания категорий в системе.................................. 22

С помощью каких категорий можно описать любое явление Бытия?..................... 22

Онтология...................................................................................................... 23

Гносеология................................................................................................... 23

Аксиология..................................................................................................... 23

В каких отношениях и соотношениях находятся категории?.................................... 23

Часть 3. Практические возможности.................................................. 24

3.1 Практика отображения.................................................................................................... 24

Стратегии познания.......................................................................................................... 24

От внешнего к внутреннему......................................................................................... 24

От формы к содержанию.............................................................................................. 24

Классификация исследуемых объектов........................................................................... 24

Система факторов риска................................................................................................... 25

3.2 Практика преобразования............................................................................................... 26

Развитие через определение и самоопределение.......................................................... 26

Организационное развитие.............................................................................................. 27

1.     Понимание тенденций развития......................................................................... 27

2.     Определение стратегии развития организации................................................. 27

3.     Принципы корпоративной идеологии................................................................ 27

Список литературы............................................................................................................... 28



Часть 1. Практическая необходимость

Интерес к системе диалектических категорий возник у меня в ходе решения задач организационного консультирования. Необходимость  структурировать огромное количество эмпирической информации, а также принимать решения в условиях неопределенности подвигла меня к попытке разработать свою систему универсальных понятий и критериев классификации.

Когда самостоятельные поиски зашли в «методологический» тупик, я обратился к классикам философской мысли: Аристотелю, Канту и Гегелю. Большое значение в осмыслении диалектических категорий сыграли лекции и семинары по философии для аспирантов СПбГУЭФ.

Основная цель данной работы – понимание основных диалектических категорий и связей между ними, применимых для решения практических задач.

Результатами работы я вижу

·        Блок-схему и таблицу, наглядно иллюстрирующих диалектические категории и связи между ними.

·        Алгоритм решения задач организационного развития, соответствующий системе категорий диалектики и использующий ее в качестве инструмента решения конкретных задач.

Особенностями моей работы будет

·        Попытка синтезировать абстрактно теоретический материал философии с конкретным содержанием практических задач Попытка придерживаться диалектической стратегии познания (тезис – антитезис - синтез)

Заранее благодарю всех, кому будет интересно прокомментировать и обсудить данную работу.


1.1 Корпоративная идеология

Впервые необходимость владеть категориальным аппаратом диалектики возникла у меня, когда стояла задача сформулировать корпоративную идеологию одного из крупных российских холдингов. На фокус-группах с топ-менеджерами были собраны их представления о настоящем и будущем Компании. Требовалось сгруппировать суждения и обобщить их в тенденции развития и принципы корпоративной идеологии. Вот тут и возникли вопросы относительно того, какие из групп суждений имеют первостепенную значимость, как точно сформулировать тенденции развития, в каком порядке располагать принципы, как достичь целостности и полноты описания.

1.2 Нематериальное стимулирование

Через полгода подобные вопросы возникли вновь, при разработке методических материалов к учебному видеофильму «Система нематериального стимулирования персонала». Как классифицировать мотивационные образования? Как перевести внутренние мотивационные тенденции в эффективные результаты внешней деятельности? Как правильно построить управленческое воздействие?

1.3 Самостоятельные поиски

Понимая необходимость выработки комплекса универсальных критериев классификации, я предпринял самостоятельные усилия. Алгоритм действий был следующим:

1.     Сформулировал 56 пар противоположных категорий, на основе собственного представления, оглавления учебника по философии и обсуждения с коллегами.

2.     Сгруппировал категории в 18 категориальных блоков (табл. 1)

3.     Попытался исключить дублирующие и подчиненные категории, оставив список из 28 пар противоположностей. В качестве практики я попытался разнести виды образований мотивационной сферы по категориям.

4.     Начал формулировать процессы взаимопереходов противоположностей друг в друга (табл. 2)

5.     Кроме того, по ходу формирования полного перечня противоположностей, обнаружились логические триады, «квартеты» и «квинтеты» понятий, которые я вынес в отдельное приложение. Как с ними работать было совершенно не понятно.

Попытки систематизировать накопленный материал не привели к успеху. Стадия генерации и увеличения количественного разнообразия категорий не привела к формированию целостной картины категорий. Причину этого я вижу в том, что не задался вопросом о принципах построения системы и критериях отбора категорий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.