Рефераты. Предмет философии

Уже в XII-XIII веках в Западной Европе возникают первые университеты (первые   прообразы  научных сообщества) (Болонский, Парижский Оксфордский), которые становятся первыми научными центрами в области исследования природных явлений. Но данный период времени эти образования достаточно аморфны в силу того, что   университеты довольно часто закрывались и  открывались.  Все это приводило к постоянной смене как преподавателей, так и средневековых студентов.  В тот период также

соответственно  не было каких – либо  научных, центров объединяющих  ученых.   В XVII-XVIII веках возникают первые академии наук и организуются   научные общества, которые в основном были расплывчаты, и носили формальный характер. Обычно называют 1662г., год образования Лондонского королевско­го общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией, как дату рождения науки. В 1666г. в Париже появляется Академия наук. Лондонское королевское общество объединяет ученых-любителей в доб­ровольную организацию, устав которой был сформулирован Робертом Гуком. В нем было записано, что цель общества — «совершенствование знания о естественных предметах, всех полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, по­литику, грамматику, риторику или логику»). Королевское общество стре­милось поддерживать экзальтированный эмпиризм. Работы, выполненные другим нормам, отвергались. И как правило основным способом   передачи   информации была переписка по изучаемой проблеме, т.е личные встречи не практиковались между учеными.      В ХVIII веке в Германии  образуются профессиональные национальные сообщества, например сообщества Химиков. В конце ХVIII – начале ХIХ в. образуются научные сообщества современного типа, в которых есть устав, распределены обязанности, причем эти научные сообщества уже не носят  формальный характер, как было до этого.

На рубеже XIX-XX веков возникает новый способ организации науки – крупные научные институты и лаборатории. В начале ХХ в. преобладала следующая точка зрения на ученого: деятельность ученого по производству нового типа знания научного и складывающиеся  на этой основе отношения  между учеными воспринимались  как нечто отличительное  от социальных отношений в сфере политики или производства.

В XX веке концентрация и централизация науки вызвала к жизни появление общенациональных и международных организаций и центров.

Признание  во второй половине ХХ. в.  многообразия форм  социальности в  науке привело к повышению внимания  исследователей к субъекту научной деятельности.  Во второй половине ХХ века специальным предметом  изучения становится внутренняя социальность науки, оформившаяся, прежде всего  в научном сообществе.

Мы можем охарактеризовать научное сообщество как форму совместной организации деятельности ученых, при которой регулирующие взаимоотношения и нормы между учеными, вырабатываются и поддерживаются ими самими. Это позволяет научному сообществу выступать  в качестве целого единого во взаимодействиях  социального института науки  с другими национальными институтами, с государством и обществом.

В середине XX века формой организации науки в нашей стране становятся НИИ, на базе которых создаются научные центры, кроме того, были созданы научные советы по комплексным проблемам – неформальные объединения ученых  – научные школы, в которых разрабатываются научные идеи, сформулированные лидером школы (школа Королева, Иоффе и т. п.).

Признаком принадлежности к  научному сообществу является научная деятельность. Членами сообщества могут быть как ученые, посвятившие себя чисто исследовательской деятельности, так и ученые, сочетающие в себе научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность, а также ученые, работающие в промышленности и осуществляющие прикладные исследования и разработки.































87. Исторические типы трансляции  научных знаний.

            Наука,  как и всякая  другая форма единства материального и идеального, социального и гносеологического, представляет собой одну из подсистем жизнедеятельности  всего общества. Выполняя эту функцию поддержания жизнедеятельности социума, общество создает свой   специфический механизм наследования  и передачи  научных знаний от поколения к поколению, от субъекта к субъекту. Совершенствование этого механизма трансляции и является одним из важнейших условий прогресса общества.  В истории человечества существовали, да и  сейчас существуют следующие типы  трансляции научных знаний:

1.Механизм передачи  через знаковые системы – посредством слова, т.е знание и действие соединены непосредственно друг с другом. Но еще не были выработаны способы обобщения знания. 2. Институционализация науки  начинается в XVII-XVIII вв., что обусловлено как внешним запросом, так и изменениями внутри самой науки. На смену ученым энциклопедистам приходят  ученые – исследователи  и профессионалы. Так  же изменяется способ  трансляции  знаний и навыков исследовательской работы. Непосредственные контакты между учителем и учеником дополнились изучением книг. Ускорение развития науки  потребовало новых каналов трансляции научных знаний.  Возникла возможность обсуждения результатов, достигнутых учеными, и стало возможно объединение усилий в решении поставленной проблемы. 3.  трансляции научных знаний также в настоящее время стала возможна благодаря  развитию информационных технологий через современные носители информации. Таким образом передача научных знаний предполагает во первых,  трансляцию  знаний в письменной форме (переписка между собой ученых, через написание статей и обемен ими); во вторых через издание научных статей и  написание книг.  (Статьи появляются  в ХVIII веке как способ передачи знаний, также в это время появляются специализированные научные журналы.  Статьи носят более строгий характер аргументации, в них появляются ссылки, что позволяет дать обоснованную заявку на новизну и продолжить складывающиеся традиции). В третьих, развитие информационных технологий повлияло на способы закрепления и трансляции научного знания, а так же способов обучения.



















  88.Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

Одна из важных  закономерностей науки – усиление  и нарастание сложности  и абстрактности  научного знания, расширение и углубление  процессов математизации  и компьютеризации науки  как базы новых информационных технологий, обеспечивающих взаимодействие в обществе.  Предпосылками  для компьютеризации  науки послужило: 1. возможности   ЭВМ, которые гораздо шире  человеческих .2.развитие материальной базы по производству компьютеров.3.  Несколько 10-летий назад объем научной информации удваивался каждые 7-10 лет, в 90-х гг. удвоение происходит в 1-2 года. Способность общества сортировать,  хранить информацию многократно возросла в результате важнейших технологических новшеств: печати, аудио- и видеозаписи, компьютеров.  Развитие пяти поколений  привели  ЭВМ начиная с 30-х гг.   привели в настоящее время  применению к        в различных отраслях знаний  компьютерных технологий. Компьютеризация науки выражается в создании электронных учебников и пособий,  в возможности публикации в Интернете результатов научных исследований и в проведении интерет - конференций, в создании информационных систем с  банками данных по проблемам, которыми занимаются исследователи.  А.И. Ракитов, один из ведущих специалистов в области философии компьютерной революции, выделил следующие  социальные последствия компьютеризации науки: 1.  на основе компьютерного доступа и систем связи может получить необходимую информацию для решения  научных проблем. 2. развитие компьютерных технологий позволяет применять в науке  такие методы как компьютерное моделирование, прогнозирование, быстрый подсчет результатов. 3. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность  ученого, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов. 4.  Но вместе с тем, компьютеризация науки в настоящее время   приводит к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов. Обесценивается идея труда, так как упрощается процесс написания диссертации так как    корректируется с помощью компьютера,  Т.е если в к примеру в советское время сам процесс написания диссертации растягивался на достаточно длительное время, то в настоящее время в связи с компьютеризацией науки этот процесс  стремительно ускорился, что  проявилось в количественном росте (2- 3 года для написания работы) и резком ухудшении качества диссертационных исследований. Следовательно необходима разработка этических проблем. Все это приводит к тому, что наука все больше отдаляется от проблем, важных для  жизнедеятельности общества.















 89. Соотношение науки и экономики в современном обществе.

Экономика являет  собой одну из сложнейших систем в жизни общества: она включает себя  совокупность хозяйственных процессов, которые совершаются в обществе  на основе сложившихся отношений  собственности и организационно – правовых норм.

В современном обществе наука и экономика тесно связанны. Так

 наука,  с определенных позиций  показывает,  анализирует и прогнозирует хозяйственные отношения   и движения товарных и денежных масс в их качественной и количественной определенности и переплетенности.  Ее развитие выявляет систему факторов, а связи с этим и  хозяйственные отношения людей, отыскивает определенные принципы и  законы, действующие и управляющие  хозяйственной жизнью общества.   Экономика в свою очередь пользуется результатами научных исследований,  применяет технические изобретения, созданные наукой, использует методы и приемы, предлагаемые наукой и вкладывает деньги в развитие научных разработок и исследований.  Возникновение промышленного шпионажа так же связанно со стремлением внедрить в экономическую жизнь общества научных изобретений. Таким образом, экономика вкладывает в науку деньги, а наука занимается решением проблем, важных для экономики.

Экономика изначально тяготеет над обществом и государством.  В данных условиях задача науки заключается в том, чтобы выявить социально – экономические связи в современном обществе. Без экономического образования невозможно управлять государством. Речь идет не о профессиональном знании  современной экономики во всех ее узкоспециальных проблемах, а хотя бы об общем знакомстве с макроэкономикой и ее основополагающих принципах. Роль науки в экономики заключается в том, что  разрабатывается сложная структурно – функциональная система  производственных отношений. В современном производстве, в котором все большую роль играет  система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате учета и подбора кадров с учетом их способностей, опыта, интересов, и нужд самого производства. Система экономических отношений чрезвычайно обширна – от индивидуальных отношений отдельных производителей до основополагающего отношения к средствам производства.  Экономика и экономические отношения в современном обществе предполагают управление, которое и разработано  было наукой.  Это  привело к возникновению  управления различными видами производства, появилась наука об управлении, сформировался институт менеджеров, наемных специалистов  по управлению различными отраслями деятельности. наука  стала вырабатывать тактику и планирование, внедрение эффективных методов организации труда, систему учета и контроля  на основе широкого  использования компьютеров и информатики.













  90.Соотношение науки  и власти в современном обществе.

Власть  - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать  определяющие воздействие на деятельность людей, поведение с помощью  каких либо средств – авторитета, права, насилия. Власть детерминируется рядом факторов, прежде всего экономическим строем. Различают  власть экономическую,  политическую, государственную. Говоря о соотношении науки  и власти, П. Поппер считал, что чем сильнее вторая, тем хуже для первой. Накопление и концентрация  политической власти, с его точки зрения, является  «дополнительными» по отношению  к прогрессу научного знания в целом. Ведь прогресс науки зависит от свободного соревнования идей, и в конечном счете от политической свободы. Гейзенберг считал, что благосостояние  народа и политическая власть зависят от состояния науки, и ученый не может игнорировать эти практические результаты. Таким образом, наука находится в тесной зависимости во первых: от политической власти,  которая определяют наиболее  приоритетные  на данный момент области исследования науки (например можно рассказать про развитие науки в сталинскую эпоху). Таким образом, власть воздействует на науку в меньшей степени на есстесствено – научные,  и в гораздо большей степени на гуманитарные, которые оказываются под мощнейшим идеологическим воздействием.   Отвечая на идеологические потребности общества, наука предстает как инструмент политики. Из истории отечественной науки видно, как марксистская идеология полностью и тотально контролировала науку, велась борьба с кибернетикой, генетикой, математической логикой и квантовой теорией. Оценивая эту грань развития марксистской науки, Э. Агацци приходит к любопытным выводам: «...она [идеология] стреми­лась лишить науку имиджа объективного знания, который обеспечивал ей превосходство над идеологическим мышлением... Марксисты твердили о социальной зависимости науки, особенно как деятельности, в ее при­кладных областях и компромиссах с властью (прагматический уровень), а кроме того, склонялись к отождествлению науки с технологией». Офи­циальная наука всегда вынуждена поддерживать основополагающие идео­логические установки общества, предоставлять интеллектуальные аргу­менты и практический инструментарий, помогающий сохранить суще­ствующей власти и идеологии свое привилегированное положение. В этом отношении науке предписано «вдохновляться» идеологией, включать ее в самое себя. Как метко заметил Т. Кун, «ученые учатся решать голово­ломки, и за всем этим скрывается большая идеология». Поэтому вывод о нейтральности науки всегда сопряжен с острой полемикой. Поскольку усвоение идеологии часто начинается на бессознательном уровне, в процессе первичной социализации, то наука в принципе никог­да полностью не может освободиться от влияния идеологии, хотя всегда стремится быть антиидеологичной Наука стре­мится к точному и адекватному отражению реальности, зачастую терпи­ма к конкурирующим теориям, никогда не останавливается на достигну­том и подвержена фальсификации.

Во вторых, мощное влияние на развитие науки оказывает экономическая  ситуация. Если в общество оказывается в экономическом кризисе, это оказывает мощнейшее влияние на науку.



 





Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.