Рефераты. История формирования субъективности (структурно-феноменологический анализ) p> Движение сознания начинает со «сдвига» с естественной установки на феноменологическую установку. Фе оменологическая редукция как выключение внешнего мира есть центростремительное движение сознания «внутрь», доходящее до «трансцендентального солипсизма»[171] и достижения «чистого Я» как архитектонической вершины сознания в процессе идентификации. После чего сознание центробежно снова интегрирует в себя весь мир, обосновывая «бытие- как-сознание». Имплицируемый внутрь сознания мир структурируется двумя полюсами – центром чистого Я и периферией чистого горизонта. В своем движении по центральной вертикали оси, сознание синтезирует форму единичного объекта, и, значит, вертикальный план – сфера того пассивного синтеза, топически характеризуемого как обратный и внутренний.
Развертываясь в горизонтальном плане, сознание синтезирует всю совокупность объектов, и тогда горизонтальный синтез – сфера активного синтеза, чья топика описывается в понятиях прямого и внешнего.

Структура темпоральности[172] также характеризуется двумя основными модусами и центральной точкой их пересечения, опосредствования. Первый модус выступает как горизонтальный поток трансцендентных временных объектов. Будучи непрерывным, он представляет «гераклитов поток феноменов».
Второй модус представляет собой перпендикулярно выставленную вертикальную ось, которая центрирует горизонт, и также обладает характером непрерывности.

Но вертикальная и горизонтальная непрывности суть разные непрерывности. Если горизонт – непрерывен диахрониччески, то вертикаль – непрерывна синхронически. Единичный объект схватывается в результате
«синхронизирующего усилия» функции вертикали, которая формирует
«имманентную форму», наполняемую при проекции «трансцендентным содержанием».

Все три соучастника временной структуры тесно коррелируют, но не совпадают, ибо их совпадение сделало бы работу «машины времени» невозможной. Точка «праимпрессии» как точка-теперь связывает вертикаль ретенции, «уже»–вертикаль с горизонтом протенции, «еще»–горизонтом. Режим их взаимодействия подобен работе маятника: «уже» – вертикаль в модусе синхронизирующей импликации набирает определенную высоту и переходит через точку «теперь» в «еще»-горизонт, который в модусе диахронизирующей экспликации развертывается в определенную широту. Позволим уподобить время наглядной метафоре: представим себе зеркальную гладь озера, соответствующую состоянию до-феноменального мира. Вдруг в середину этого озера падает камень, хотя центр означается самим фактом падения, до падения этого камня его, очевидно, не было. Затем от центра к периферии начинает катиться волна, которая, достигая берега, отражается от него и возвращается назад.
Обратное волнение, концентрически сходясь в центре, образует вертикальный всплеск, который соответствует «синхронизирующему усилию». Если допустить идеальные колебания, которые не затухают, то с каждым разом горизонт берегов озера будет расширяться, а вертикаль центрального всплеска – становиться выше и тоньше.

Дело в том, что проекция вертикали на горизонт дискретизируется, выделяет, вычленяет единичный объект в его синхронности, наделяя его поперечной или радиальной непрерывностью, т.е. вертикальная непрерывность строго перпендикулярна непрерывности горизонтального потока. Получается, что с точки зрения горизонта, единичный объект дискретен, а с точки зрения вертикали - непрерывен, континуален. Но одновременно с тем, как единичный объект идентифицировался функцией проекции вертикальной оси и синхронизировался, он интегрируется функцией горизонтального потока в диахронический порядок единства объектов. Таким образом, функция времени организуется диалектическим противостоянием вертикали непрерывной единичности и горизонта непрерывного единства. Каждая из функций стремится в режиме синхронизации замкнуться на самой себе; способ синхронизации горизонта есть интеграция. Но то, что выступает как основание их деятельности и есть источник дестабилизации и сущностной дисгармонии между горизонталью и вертикалью. Ибо и горизонтальная диахроничность, и вертикальная синхронность коренятся в общей для них инстанции как центре различия между ними. То, что символически организует баланс, симулирует их равенство, реально вносит различие, на деле осуществляет их «принципиальное неравенство» и сущностную асимметрию. Центр различия, символически опосредуя их тождество, реально центрирует их различие.

Формируемая в сфере вертикали «имманентная форма», будучи принципиально незамыкаемой, но лишь символически, непрерывно стремится к точке как «внутреннему» идеальному пределу. Формируемое сферой горизонта
«единство», также непрерывно стремится к прямой как «внешнему» идеальному пределу. Точка и прямая как математические идеалы центростремления и центробега, сущностно соотнесены – они относятся друг к другу как проекции: точка – это вертикальная проекция прямой, а прямая – это горизонтальная проекция точки. Очевидно, обе тенденции продолжаются ad infinitum. Игра центростремления и центробега, опосредованная таинственным центром, - это игра зеркальных отражений; их роль только в том, чтобы своим спором поддерживать то, что их различает как центральное событие времени. Это событие времени означивается за счет двух проекций – внешней горизонтальной проекции и внутренней вертикальной интроекции; и, если в первом модусе он
«воображает», предвосхищает вперед, то во втором модусе он «вспоминает» назад; способ такого проецирования есть поочередность, попеременность.

Горизонтальное полагание образует серию, ряд событий «прошлого-в- настоящем», проецируя «прошлое» в «прошлое-как-теперь». Вертикаль формирует
«настоящее как возможное прошлое», или «прошлое-как-всегда». Реальное различие между «теперь» и «всегда» замещается фантазмом их единства:
«объективирующее воображение далеко не безобидно с точки зрения феноменологической онтологии сознания. Оно способно производить настоящую трансцендентальную иллюзию, суть которой состоит в фантастическом отождествлении имманентного временного объекта второго порядка – «прошлое-в- настоящем» – и имманентного временного объекта первого порядка – «настоящее как возможное прошлое … Поскольку описанная иллюзия является необходимым условием устойчивой непрерывности процессов памяти, используя выражение
Ницше, ее можно назвать «иллюзией, необходимой для жизни»[173].

Необходимо признать тот факт, что инстанцией дестабилизации обоих модусов «внутреннего сознания времени» выступает «абсолютная временная позиция». Именно она реально провоцирует раскол между дискретностью и непрерывностью, осуществляясь только как центр различия, поскольку она реализуется, только пока различает, и существует непрерывно, только пока прерывает.

Анализ темпоральности Гуссерля «очищает» форму субъективности от
«трансцендентности», «выносит ее за скобки», получая все ту же трансцендентальную структуру, только теперь бинарные оппозиции типа
«субъект - объект», «имманентное - трансцендентное» превращаются, переходят в оппозиции «синхронное - диахроническое», «непрерывное - дискретное».
Динамика структуры темпоральности определяется взаимоотношением двух темпоральных полюсов, чья топика обусловлена центрально-переферийной дистанцией.

Отношение между синхронизирующим вектором централистской тенденции или вектором, направленным к центру, и диахронизирующим вектором, направленным по касательной (вектором периферийной тенденции) опосредовано «изначальным событием синхронности» (этаким событием «трансцендентной» вечности), благодаря которому постоянно сохраняется весьма подвижное «единство внешнего и внутреннего восприятия во времени». Понятно, что центростремительный вектор стремится занять, интерноризировать этот момент воображаемого единства «внешнего и внутреннего восприятия». Но проблема в том, что «событие изначальной синхронности» реально недостижимо, к нему можно приближаться лишь асимптотически, ибо оно воображаемо, оно есть в математическом смысле точка нуля. Структура темпоральность суть палка о двух концах; одной стороной которой она совершает «синхронизирующее усилие», синтезируя вертикальную ось как ось непрерывности, другой стороной порождая новый дискретный объект, прерывая им периферийную линию горизонта как линию дискретности. Структура темпоральности, осуществляясь в двух направлениях - вдоль прямой вертикальной оси непрерывности и вдоль кривой горизонтальной линии дискретности - совершает два совершенно противоречащих действия: с одной стороны она синтезирует, а с другой - анализирует. В акте синтеза она осуществляет непрерывную идентичность, в акте анализа - дискретное отрицание. Структура темпоральности идентична себе самой, пока производит отрицающее раз-личие. Дело времени, существенно, есть непрерывность прерывания, идентичность негации. Структура темпоральности есть центр различия. Существовать для нее значит быть идентичной.
Идентифицируется она за счет того, что различает.

Темпоральная философия Гуссерля наследует по форме метафизику воли и власти Ницше, где воля «вечно» и непрерывно «возвращается [в себя]» или идентифицируется за счет осуществления «одного и того же» различия или дискреции как акта полагания объекта воли к власти. Центр как суть различия и различие как выражение взаимопренадлежны друг другу. Этой взаимопринадлежности аналогична математическая неотъемлемость нуля и бесконечности, которая выражается соотношением [pic]. Единица в данной формуле представляет воображаемое тождество субъекта и объекта, которое есть cаusa finalis воображения. Обратимся еще раз к словам А.Н. Исакова-
«Объективирующее воображение далеко не безобидно с точки зрения феноменологической антологии сознания. Оно способно производить настоящую трансцендентальную иллюзию, суть которой состоит в фантастическом отождествлении имманентного временного объекта 2-го порядка - «прошлое - в
- настоящем» - и имманентного временного объекта 1-го порядка - «настоящее как возможное прошлое». Центр, который различает вертикальную ось
«возможного прошлого» и горизонтальную линию «прошлого - в - настоящем», смещен относительно самого себя, поэтому складывается парадоксальная ситуация: не центр уравновешивает крайности как центр тяжести уравновешивает чаши весов, а наоборот, игра крайностей обусловлена задачей найти центр между ними. И если центральный временной объект рассматривать как субъективность, а периферийный временной объект как объективность, то становится ясным, что одно не предшествует другому, но их одновременное возникновение обусловлено событием возникновения третьего - событием их различия как «имманентным событием синхронности». Имеет место крайне парадоксальная ситуация - центр в тот момент когда даст равновесие, в тот же момент его отнимает.

Равным образом невозможна ни субъективная мотивация, на которой основывается «идеализм», ни объективная мотивация, ставшая опорой для
«эмпиризма» - ни «субъект», ни «объект» не предшествует друг другу по времени, ибо до их различия времени как такового не существует, а оба они в один момент срываются с места в направлении к чему-то третьему, чтобы бесконечно кружить вокруг да около «одного и того же» и вечно «его» не достигать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.