Рефераты. Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь н...

В философии существут различные взгляды в оценке имущественной дифференциации общества, которая влечет за собой складывание классов. Такие оценки колеблются от резко негативных до воспринятия данного процесса, до принятие его как закономерного и необходимого. В этом случае неравенство обьясняется неравинством людей от природы: в умственном и физическом отношении. Однако, тот факт, что наряду с природными неравенствами люди должны иметь равные возможности, практически никем не оспаривается. Здесь уместно привести слова Н.А. Бердяева, который сказал: “Классовые неравенства должны быть преодалены в человеческом обществе, но наличие неравенства от этого только сильнее выявится. Человек должен отличаться от человека по своим личным качествам, а не по своему социальному положению, классовому или сословному. Качественное,. то есть аримстократическое начало не только не может исчезнуть из человеческого общества, но оно как раз наиболее выявится в обществе бесклассовом, когда классов уже не будет, ибо классы закрывают и маскируют личные качественные различия между людьми, делая их не реальными, а символичными”.[25]

В сложившейся в политической традиции построения бесклассового общества предлагается только один способ достижения такой цели. Именно этот способ и используется правящей элитой республики и сейчас. Принцип данного способа прост – вытеснение всех нежелаемых социальных групп (классов) из политической жизни общества, вплоть до физического уничтожения. Безусловна, что на таком принципе нельзя создать идеального общества. Такой принцип в корне противоречит категорическому императиву И.Канта. В отличии от сложившейся у нас традиции, на Западе данная проблема решается иным путем. Путем постоянного увеличение числа мелких и средних собственников – среднего класса. Именно этот класс является в настоящее время на Запада основной политической силой, от которого при условии соблюдения демократических свобод зависит дальнейшее существвание страны ее будущее. В нашей республике была осуществлена попытка создания подобного среднего класса путем проведения приватизации жилого фонда и мелких предприятий. Однако данную попытку вряд ли можно считать успешной, хотя она была прологом того процесса, который должен был последовать за ней.


Произошли так же качественные изменения в составе населения республики. В данном случае речь идет о постоянном оттоке за границу высококвалифицированных специалистов и предприимчивых людей которые не находят возможностей для реализации себя на родине. Особенно высоким уровень имммиграции был в начале девяностых годов. В одном только 1990 году на постоянное место жительства выехало около 34000 человек, далее число отъезжающих постепенно снижается до 7000 в 1994 году. Если в первые два года абсолютное большинство переселялась в Израиль и США, то затем в Германию.[26]


Таким образом, можно сказать, что происходящие в социальной структуре республике преобразования носят коренной характер. Наметившийся с конца восьмидесятых годов, структурные изменение, продолжаются и в настоящее время. В республике постепенно складывается новый социальный класс собственников, несмотря на то, что по отношению к ним осуществляется весьма не лояльная политика, не говоря уже, об официальной поддержке. Такое коренное изменение политики, объясняется некоторыми исследователями, как реакция на слишком крутое реформирование, проводившееся в первой половине девяностых.[27] Сейчас прослеживается тенденция на сохранение сложившейся социальной структуры общества и постепенный возврат к социальной структуре, существовавшей до периода реформ.

































Глава 3. Анализ политической структуры Республики Беларусь на современном этапе.


Существенную сторону жизнедеятельности общества, как целостного организма составляют процессы управления, обеспечивающие воспроизводство и развитие общества, его целостность и устойчивость. Элементами процессов управления могут выступать обычаи и традиции, складывавшиеся на протяжении долгого количества времени и являющиеся в поведенческом плане авторитетом для членов общества. Традиции не вечны, со временем они разрушаются, но это происходит не сразу, а на протяжении многих поколений в зависимости от того насколько быстро и радикально меняются условия жизни и формируются новые традиции. Изжившие традиции – это тормоз на пути экономического развития.

Важнейшим же элементом регуляции процессов развития общества является развитие политической системы общества, которая исходя из экономических условий, сложившихся в обществе, определяет дальнейшее направление развития. При этом политическая система и сама претерпевает структурные изменения, переходя на качественно новый уровень. В таких условиях задачей политической системы является обеспечение устойчивости общества. Дихотомия между изменениями экономической и политической структурами общества неизбежно ведет к кризисным явлениям во всех сферах общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. На наш взгляд, кризисные явления, обнаружившиеся в конце восьмидесятых годов, и развивающиеся по сей день, объясняются в первую очередь отставанием в преобразовании политической структуры от преобразований в экономике.

Важнейшим изменением в политической структуре республики за последние десять лет, бесспорно, можно назвать попытку складывание многопартийной системы, а так же попытку произвести не на бумаге, а на деле, разделение властей. То есть осуществить тем самым преобразования, которые должны были вывести республику на путь демократических реформ и создать подлинно демократическое государство. Реализовать давнишнюю мечту философов, т.к. и на настоящий момент, по мнению большинства философов, именно демократическое общество является наиболее прогрессивным способом организации государства.

Попытка создания демократического государства на принципе разделения властей, а так же реализации таких демократических свобод как свободные, тайные и прямые выборы, свобода мнений и вероисповеданий стала возможной после отмены шестой статьи Конституции 1977г. “о руководящей и направляющей роли коммунистической партии. Однако и после отмены главенства партийных догм, в сознании масс еще долгое время ведущей оставалась именно партийная идеология. Несмотря на это уже в конце восьмидесятых годов начинают постепенно складываться неформальные объединения. В первую очередь в среде молодежи, которая наиболее легко воспринимает все изменения. Такие объединения носили характер противовеса объединениям официальным, таким как комсомол и пр. Помимо ярко выраженной реформистской направленности такие молодежные объединения так же имели национальную окраску. Создание таких организаций было объективным явлением, так как должно было заполнить сложившийся в области национального самосознания вакуум. Ярким примером таких организаций можно назвать “Талака” и “Дзяды”. Следует отметить, что такие организации ни в коем случае не могут характеризоваться как политические партии, так как никаких конкретных программ они не имели, и уж тем более, не ставили перед собой задачей – свержение существующего строя. Все же это был первый шаг на пути создания различных политических партий. Безусловно, так же, что для создания именно различных политических партий необходимо наличие различных общественных групп людей, которых связывает между собой наличие общих политических интересов. Именно для осуществления своих целей люди объединяются в различные политические партии и организаций.

На сегодняшний день в республике насчитывается более сорока официально зарегистрированных политических партий и более двух сот организаций различного толка. Надо отметить, что в большинстве своем эти партии малочисленные и не имеют большого политического веса в жизни страны. Такое положение вещей объяснимо наличием целого ряда объективных и субъективных причин. В первую очередь это связано с менталитетом самой нации, которая в условиях относительной экономической стабильности весьма неохотно идет на коренные преобразования в сложившейся экономической и политической структурах общества. Во вторых, это объясняется сложившейся расстановкой политических сил в стране.

Если в начале становления молодой независимой республики в действиях политиков-реформаторов прослеживался налет романтизма, то теперь от политики разносится лишь запах четкого холодного расчета. Пришедшие во власть в результате первых демократических выборов политики без опыта, но полные решимости изменить жизнь в стране к лучшему, даже не заметили, как они были оттеснены на задворки реальной политической жизни в стране, как они перестали определять дальнейший путь развития страны, ее будущее лицо.[28] Главным камнем преткновения людей пришедших во власть, как и правящей элиты до них было отсутствие определенности в направлении пути. Как отмечается исследователями, в период трансформации хозяйственной системы у людей возникает склонность к утопичному мышлению, стремление мыслить и действовать исходя не из реального положения вещей, а из желаемого, якобы постижимого “светлого будущего”[29]. Такие взгляды в погоне за скорыми результатами толкают порой на поспешные, необдуманные действия. В этих условиях, при переходе от одной экономической системы к другой, не была осознана необходимость бережного отношения к сложившимся традициям. В традициях можно что-то изменить, но нельзя их сходу разрушить. Именно, во многом, поспешные действия вызвали у большинства населения республики не восприятие реформ. Здесь хочется привести слова Карла Поппера, который сказал: “Политик, уподобляющийся художнику, который стирает все с холста, что бы написать на нем заново не понимает, что и он сам и его идеи включены в строгую картину мира и что, разрушив ее, он разрушает тем самым и собственные мысли, и планы, и свою утопию. В результате получается не идеальная общественная модель, а хаос”.[30] Однако нельзя сказать, что их деятельность была безрезультатна. Именно в этот период была провозглашена независимость Республики Беларусь[31], провозглашены и начали реализовываться демократические свободы, были приняты основные концептуальные законы, которые в корне поменяли лицо государства.

Безусловно, основным достижение данного периода является принятая в 1994г. Конституция. При этом важнейшим в данной конституции, наряду с закреплением суверенитета, введении поста президента, провозглашением белорусского языка государственным, было утверждения принципа разделения властей. Того принципа, который стал реально оформляться, начиная с 1991г., но так и не реализовался полностью. Причиной чего стало принятие на референдуме 1996 года, не смотря на заявления правящей элиты о принятии только поправок к конституции, по сути дела, совершенно нового документа. Где, несмотря на провозглашение принципа разделения властей, создавались условия к игнорированию данного принципа. Так как реально ни судебная, ни законодательная, ни уж тем более исполнительная власть не могут быть независимыми и равноправными в принятии решений, если все они косвенно, а порой напрямую зависят от роли участия в их формировании президента. Президента, который в соответствии с новой конституцией вообще не относится ни к какой из ветвей власти. Ни к законодательной власти, но его указы имеют силу декрета – закона, а сам он по сути дела назначает верхнюю палату парламента. Ни к судебной власти, но он назначает главного прокурора, а главный прокурор остальных судей с согласия президента. Ни к исполнительной власти, хотя именно ему подчиняется кабинет министров. Таким образом, пост президента находится вообще над какой-либо властью или структурой. Несомненно, что в таких условиях невозможно говорить о каком-либо соблюдении принципа разделения властей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.