Рефераты. Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь н...

Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь н...

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный технологический университет







Кафедра философии







Реферат




Философский анализ экономической, социальной и политической структуры общества Республики Беларусь на современном этапе.









Аспиранта

Ломоть Владимира

 Александровича











Минск.




Содержание.

1.    Введение.                                                                                 С.  3.


2.    Глава 1. Анализ экономической структуры Республики

Беларусь на современном этапе.                                               С.  7.

 

3.    Глава 2. Анализ социальной структуры Республики

Беларусь на современном этапе.                                               С.  15.


4.    Глава 3. Анализ политической структуры Республики

Беларусь на современном этапе.                                               С.  20.


5.    Заключение.                                                                             С.  26.


6.    Литература.                                                                              С.  28.




















Введение.


В последние десять с небольшим лет, начиная со времени Перестройки, произошли коренные изменения, повлекшие структурные преобразования во всех сферах жизни нашего общества в экономической, социальной и политической. Такие кардинальные перемены за такое короткое время, объективно, не могли не привести, во многом, к кризисным явлениям, или, во всяком случае, к диспропорции в сложившихся ранее структурах общества. Именно за последнее десятилетие наша страна приобрела подлинный суверенитет и впервые возникла на географических картах как независимое государство – Республика Беларусь.[1]

В республике коренным образом изменился характер производственных отношений, которые, по мнению классиков марксизма, определяют жизнь общества.[2] Стала складываться многоукладная экономика. Появились предприятия с различной формой собственности. Это не могло не отразиться на социальной структуре общества. В государстве, исходя из отношения к собственности, стали складываться, не существовавшие ранее, социальные группы (классы). Что, конечно же, привело к диспропорции в уровне жизни различных слоев общества. Помимо этого, выражая интересы той или иной социальной группы, на протяжении последнего десятилетия в обществе постепенно начинают складываться различные неформальные объединения, которые, набирая силу и вес преобразовываются в политические партии, или, выполнив свою задачу, на том или ином этапе развития общества сходят с политической арены. В республике постепенно складывается многопартийная система, проходят выборы в Верховный Совет, принимается конституция, вводится пост президента, провозглашаются демократические свободы. Таким образом, республика выбирает кардинально новый путь развития.[3] При этом все эти преобразования носят, без сомнения, чисто стихийный характер. Постепенно те малые преобразования и робкие реформы, которые проводит М.С. Горбачев будучи главой СССР, начинают носить все более и более коренной характер и приобретают вид необратимых изменений. Хотя, по неоднократным заявлениям самого М.С. Горбачева, планировалось произвести лишь некоторые структурные изменения в управлении государством и в ведении хозяйствования, реформы начали по своим результатам напоминать катящийся ком, сносящий все на своем пути. Такие изменения не могут не поражать своей глобальностью. Как за столь короткий отрезок времени, при ожидаемых одних результатах на поверку дня всплывают результаты обратного характера. На наш взгляд не так уж и сложно определить основные причины такого расхождения. Хотя, безусловно, этому способствовало наличие широкого спектра причин.

Надо отметить, что в развитии общества к середине восьмидесятых годов действительно обнаружились значительные кризисные явления. В первую очередь в экономике, в диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством. Причем такую диспропорцию было невозможно более покрывать за счет чистой дотации сельского хозяйства путем экспорта сырья. Ликвидировать данного рода диспропорцию невозможно было только лишь указаниями сверху и принятием очередного постановления “О необходимости улучшения…” Требовались действия, которые выходили за обычные рамки командно-административного влияния, а такого рода действия меняли и саму систему. Первым подобным ударом по самой системе было разрешение на создание садово-огороднических товариществ, что уже рождало прослойку мелких собственников и доказывало несостоятельность советского способа ведения сельского хозяйства. Но это было несколько ранее, а затем и введение хозрасчета на предприятиях и в сельском хозяйстве, и, наконец, разрешение на создание фермерских хозяйств. А это уже в корне отличается от социалистического способа производства.

В социальной сфере, несмотря на провозглашение о создании нового типа человека – советского[4], отмечается безусловная корпоративность общества. При этом каждая такая социальная прослойка имела свои политические и экономические интересы. Многие из таких групп психологически были готовы к коренным изменениям в укладе экономики и ждали их с нетерпением. Не являлся секретом тот факт, что, несмотря на ведущие позиции СССР в области освоения космоса, добычи нефти и газа, выплавке чугуна и стали, производства самого большого количества тракторов на душу населения и лучшее в мире образование – уровень жизни населения был значительно ниже уровня развитых стран Запада. В условиях проведения реформ разногласия в интересах различных слоев общества все более увеличиваются. В первую очередь это относится к руководящим политическим элитам, а так же к руководителям среднего звена, которые смогли использовать сложившиеся условия в выгодную для себя пользу. И в дальнейшем их уже не могла удовлетворить половинчатость реформ.

Изменения были необходимы как во внешней политике, т.к., СССР не могла по чисто экономическим причинам продолжать гонку вооружения, неоднократно заявляя о своей готовности сократить объемы своего оружия, так и во внутренней политике по отношению к республикам, которые данный союз образовывали. Многие республики были не удовлетворены своим положением в СССР, считая себя ущемленными в своих правах, или даже, незаконно присоединенными. К таким себя относили страны Прибалтики. Нельзя не вспомнить и о незаконно депортированных народах, в отношении которых, по сути дела, проводилась политика геноцида. Поэтому, почувствовав слабость центра, национальные регионы все в большей степени стали стягивать на себя одеяло, все, увеличивая центробежные тенденции. Как у Центра, так и у национальных регионов были свои, весьма различные, цели в этих реформах.

Все это, а также многое другое, и привело к результатам отличным от запланированных. Однако главной проблемой для проводившихся в конце восьмидесятых годов в СССР, и проводимых по сей день в Республике Беларусь, по мнению автора, является проблема методологического характера. Это проблема четко поставленной цели и путей достижения таковой.[5]. Мы указывали на хаотичность и непоследовательность реформ. Такая непоследовательность объясняется отсутствием четких целей перед собой, а уж тем более, путей достижения этих целей.

Именно отсутствие разработанной программы проведения реформ, которая смогла бы предусмотреть хоть часть тех проблем, которые, неизбежно, возникли бы в ходе таковых, а так же постоянная сверка с запланированными результатами, на определенных этапах, критическое осмысление достигнутого помогло бы избежать глубинного кризиса. Этого не было сделано во время начала реформ, и, зачастую, не делается сейчас.[6]

На современном этапе развития нашей республики, исходя из сложившихся реалий, перед нами так же стоит вопрос – Что делать? Однако прежде чем выбрать цель пути, надо определиться в своем местоположении. Надо проанализировать состояние общества; его экономической, социальной и политической структуры. Именно эту задачу мы и постараемся решить в объеме данного реферата.[7]










Глава 1. Анализ экономической структуры Республики Беларусь на современном этапе.

Общество на том или ином этапе своего развития всегда являлось объектом пристального внимания и исследования ученых-философов. В первую очередь философскому анализу подвергалось социальное бытие членов общества. При этом общество воспринималось как обособившееся от природы сложное образование, представлявшую собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей. Именно деятельность по созданию различных материальных и духовных ценностей, искусственное изменение окружающей его действительности и выделяет человека из всего окружающего его животного мира. Деятельность, которая объединяла людей в общество, и, различные виды которой определяли положение человека в структуре данного общества.

Еще на заре человечества, начиная с появления древнегреческих письменных источников, человек осознавал не идеальность окружавшего его мира. Однако человек не отрицал возможность существования идеального мира, представление о котором отразилось в термине. – “Золотой век человечества”. При этом золотой век оканчивается с появлением государства.

В каждом существовавшем и существующем обществе[8] обнаруживаются различного рода противоречия, что в восприятии человека делает это общество неидеальным. В первую очередь такие противоречия заметны в материальной сфере жизни общества. В сфере, которая напрямую связана с производственной (трудовой) деятельностью человека. Ведь именно труд выступает постоянной и естественной необходимой деятельностью человеческого общества, а производство – материальной опорой его жизни и развития.

Можно выделить различные виды деятельности человека, взаимоотношения между которыми и определяет форму самого общества. Это такие виды как:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.