Рефераты. Читая Монтеня

  "По суетности того воображения он равняет себя с богом, при-

писывает себе божественные способности,  отличает  и  выделяет

себя из  множества  других созданий,  преуменьшает возможности

животных, своих собратьев и сотоварищей,  наделяя их такой до-

лей сил  и способностей,  какой ему заблагорассудится.  Как он

может познать усилием своего разума внутренние и скрытые  дви-

жения животных! На основании какого сопоставления их с нами он

приписывает им глупость...

   Когда я играю со своей кошкой, кто знает, не забавляется ли

скорее она  мною, нежели я с ею!

   Тот недостаток, который препятствует общению животных с на-

ми, - почему это не в такой же мере и наш недостаток, как их!

Трудно сказать,  кто виноват в том, что люди и животные не по-

нимают друг друга,  ибо ведь мы не понимаем их так же,  как  и

они нас.  На  этом основании они так же вправе считать нас жи-

вотными, как мы их.  Нет ничего особенно удивительного в  том,

что мы не понимает их: ведь точно так же мы не понимаем басков

или троглодитов. Однако некоторые люди хвастались тем, что по-

нимают их,  например, Апполоний Тианский, Мелапм, Тиресий, Фа-

лес и другие.

                          И если есть народы, которые, как ут-

верждают географы,  выбирают себе в цари собаку, то они должны

уметь истолковывать ее лай и движения.  Нужно признать равенс-

тво между нами и животными:  у нас есть некоторое понимание их

движений и чувств,  и примерно в такой же степени животные по-

нимают нас. Они ласкаются к нас, угрожают нам, требуют от нас;

то же самое проделываем и мы с ними.

   В то же время известно,  что и между самими  животными  су-

ществует глубокое общение и полное взаимопонимание,  причем не

только между животными одного и того же вида,  но и  различных

видов.

   Заслышав собачий лай,  лошадь распознает злобно ли лает со-

бака, и  нисколько  не  пугается,  когда  собака  лает  совсем

по-иному. Но и относительно животных,  лишенных голоса, мы без

труда догадываемся по тем услугам,  которые они оказывают друг

другу, о каком-то существующем между ними способе  общения;они

рассуждают и говорят с помощью своих движений".

   Наверное, абсолютно  во всех отношениях равнять кошку и че-

ловека и не следует,  однако то,  что все мы,  и люди, и кошки

являемся частями  природы  (причем наиболее вредной для нее же

самой частью сегодня являемся именно мы) достаточно очевидно.


        9. О БОГЕ


   Но только  ли  природа  и человек,  как ее составная часть,

являются частями мироздания!  Существует ли бог, а если да, то

каково оно,  это  божество.  В  период  расцвета инквизиции во

Франции, давления религиозных догм Монтень открыто не мог  от-

ветить на  эти  вопросы  в  "Опытах",  однако позиция философа

очерчена достаточно ясно.

   Монтень предлагает  обзор толкований древними авторами идеи

божества и называет его гвалтом философских школ.  Такая сумя-

тицы мнений  оставляет  у  Монтеня  одно сомнение - сомнение в

идее божества вообще!  Монтень оказался  перед  противоречием:

если бог существует,  он - существо одушевленное,  если он су-

щество одушевленное, то он имеет органы чувств, а если он име-

ет органы чувств, то он подвержен развращающему влиянию страс-

тей. Если он не имеет телесной сущности,  он не имеет и  души,

а, следовательно,  не может и действовать; если он имеет тело,

то он не избавлен от гибели.

   Слабость человеческого разума,  считает писатель, не в сос-

тоянии рационально обосновать веру, которая может быть обнару-

жена только в "откровении". "Ведь если бы это было возможно, то

неужели столько  необыкновенно  одаренных  и  выдающихся  умов

древности не смогли бы силами своего ума достигнуть этого поз-

нания." Но именно поэтому, освободившись таким образом от вся-

ких отношений с верой,  разум человека  оказывается  абсолютно

свободным, независимым в том, что касается человеческих дел.

   Оторвав религиозную истину от разума и реальной жизни, Мон-

тень превращает своего бога в абстрактную сущность, не имеющую

никаких конкретных черт, вечную, вневременную, не определенную

никакими атрибутами. Объективно это привело к растворению идеи

бога в бесконечном,  неопределимом, т.е. в природе, в "великом

целом". За идеей бога Монтень признает,  таким образом, значе-

ние некой непостижимой первопричины.  Но отделив эту первопри-

чину от  всего земного и мирского,  он приходит к безграничной

свободе человека в посюсторонних делах.

   "Если вера  не  открывается нам сверхъестественным наитием,

если она доходит до нас не только через разум,  но и с помощью

других человеческих средств, то она не выступает во всем своем

великолепии и достоинстве; но все же я полагаю, что мы овладе-

ваем верой  только  таким путем.  Если бы мы воспринимали бога

путем глубокой веры, если бы мы познавали его через него само-

го, а не с помощью наших усилий, если бы мы имели божественную

опору и поддержку,  то человеческие случайности не в состоянии

были бы нас так потрясать, как они нас потрясают. Наша тверды-

ня не рушилась бы от столь слабого натиска. Пристрастие к нов-

шествам, насилие государей, успех той или иной партии, случай-

ная и неожиданная перемена наших взглядов не могли  бы  заста-

вить нас поколебать или изменить нашу веру,  мы не решились бы

вносить в нее раскол под влиянием какого-нибудь нового  довода

или уговоров,  сколь бы красноречивыми они ни были.  С непрек-

лонной и неизменной твердостью мы сдерживали бы напор этих по-

токов.

   Если бы этот луч божества как-нибудь касался нас, он прояв-

лялся бы  во всем:  это сказалось бы не только на наших речах,

но и на наших действиях,  на которых лежал бы его отблеск; все

исходящее от нас было бы озарено этим возвышенным светом.  Нам

должно быть стыдно, что среди последователей всех других рели-

гий никогда не было таких,  которые не сообразовали бы так или

иначе свое поведение и образ жизни со своими верованиями - как

бы ни  были  эти верования нелепы и странны,  - в то время как

христиане, исповедующие столь божественное и небесное  учение,

являются таковыми лишь по названию;  хотите убедиться в этом -

сравните наши нравы с нравами магометанина или язычника - и вы

увидите, что  мы  окажемся  в этом отношении стоящими ниже.  А

между тем, судя по превосходству нашей религии, мы должны были

бы сиять несравненным светом, что о нас следовало бы говорить:

"Они справедливы, милосердны, добры. Значит, они христиане".


       10. О БЕССМЕРТИИ ДУШИ


   Монтень по-своему подходил и к проблеме бессмертия души. Он

ее решает в духе материализма,  доказывая,  что состояние тела

непосредственно отзывается  на душе:  достаточно укуса бешеной

собаки, чтобы потрясти душу до основания. Отрицая идеи Платона

о воздаянии в будущей жизни, он спорит с этим, так как тот, по

его мнению, кто будет испытывать эти наслаждения, уже не будет

прежним человеком, это будет что-то совсем иное.

   "Когда Магомет обещает  своим  единоверцам  рай,  устланный

коврами, украшенный золотом и драгоценными камнями, рай, в ко-

тором нас ждут девы необычайной красоты и  изысканные  вина  и

яства, то для меня ясно,  что это говорят насмешники,  приспо-

собляющиеся к нашей глупости: они стремятся привлечь и соблаз-

нить нас этими описаниями и обещаниями,  доступными нашим зем-

ным вкусам. Ведь впадают же некоторые наши единоверцы в подоб-

ное заблуждение  и надеются после воскресения вернуться к зем-

ной и телесной жизни со всеми мирскими благами и удовольствия-

ми. Можно ли поверить, чтобы Платон - с его возвышенными идея-

ми и столь близкий к божеству, что за ним сохранилось прозвище

божественного, - допускал,  что такое жалкое создание, как че-

ловек, имеет нечто общее с этой непостижимой силой!  Можно  ли

представить себе, чтобы он считал наш разум и наши слабые силы

способными участвовать в вечном блаженстве или терпеть  вечные

муки! От  имени человеческого разума следовало бы сказать ему:

если те радости, которые ты сулишь нам в будущей жизни, такого

же порядка,  как и те,  которые я испытывал здесь на земле, то

это не имеет ничего общего с бесконечностью. Даже если все мои

пять чувств  будут  полны  веселья и душа будет охвачена такой

радостью, какой она только может пожелать и на какую может на-

деяться, это еще ничего не значит, ибо меру ее возможностей мы

знаем. И если в этом есть хоть что-нибудь  человеческое,  зна-

чит, в  этом нет ничего божественного.  Если оно не отличается

от нашего земного существования,  то оно ничего не стоит.  Все

радости смертных  тоже  смертны.  Если нас еще может трогать и

радовать в будущем мире то, что мы узнаем наших родителей, на-

ших детей  и наших друзей,  если мы еще ценим такие удовольст-

вия, то это показывает,  что мы находимся еще во власти земных

и преходящих  радостей.  Мы  не  в состоянии достойным образом

оценить величие этих возвышенных и божественных обещаний, если

способны их как-то понять;  ибо для того, чтобы представить их

себе надлежащим образом,  их следует  мыслить  невообразимыми,

невыразимыми, непостижимыми и глубоко отличными от нашего жал-

кого опыта. "Не видел того глаз, - говорит апостол Павел, - не

слышало того  ухо,  и не приходило то на сердце человеку,  что

приготовил Бог любящим Его".  И если для того,  чтобы  сделать

нас к  этому способными,  потребуется преобразовать и изменить

наше существо (как ты этому учишь, Платон, путем описанных то-

бой очищений),  то  это изменение должно быть таким коренным и

всесторонним, что мы перестанем быть в физическом смысле  тем,

чем были, и эти награды на том свете получит уже какое-то дру-

гое существо.

   Ибо когда  мы говорим о метемпсихозе Пифагора и о том,  как

он представлял себе переселение душ,  то разве мы думаем,  что

лев, в  котором  воплотилась  душа  Цезаря,  испытывает  те же

страсти, которые волновали Цезаря,  или что лев и есть Цезарь!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.