Рефераты. Читая Монтеня

Читая Монтеня

ЧИТАЯ МОНТЕНЯ

     Мишель Монтень  является французским философом эпохи Возрождения. Годы жизни:  1533-1592.  На надгробном камне  могилы Монтеня выбита надпись: "Он догматы Христа соединил со скептицизмом Пиррона".

     Философская мысль Монтеня опирается на изучение античного

наследия и на то немногое, что дала ему философская литература

современности. Пиррон называл скептиков "ищущими". "Ищущим ка-

кую-нибудь вещь приходится или найти ее,  или дойти до отрица-

ния нахождения ее и признания ее невоспринимаемости или упорс-

твовать в ее отыскании. Поэтому, может быть, и в отношении ве-

щей, искомых  в  философии,  одни говорили,  что нашли истину,

другие высказывались, что воспринять ее невозможно, третьи еще

ищут". Идею бога Пиррон отвергал:  "то, что бог существует, не

является вполне очевидным".  В историю Монтень вошел как осно-

ватель скептицизма,  как  продолжатель  античного  скептицизма

Пиррона.

     Отправным пунктом философии Монтеня является предоставле-

ние человеку права на сомнение.Сомнению  подвергаются  догматы

религии, само христианское понятие о боге.Отвергая религиозное

учение о бессмертии души,  Монтень подходит к пониманию созна-

ния  как свойства материи.В отличие от агностиков,  Монтень не

отрицает познаваемости мира.Главным принципом его морали явля-

ется  убеждение в том,  что человек не должен пассивно ожидать

своего счастья,  которое обещано ему  на  небесах,  он  вправе

стремиться к счастью в земной жизни.

     Основным произведением Монтеня являются "Опыты".  В "Опы-

тах" Монтень продолжает культурные традиции, связанные со сто-

ицизмом и эпикурейством;  с ними Монтень  познакомился,  читая

произведения римского философа Сенеки и историка Плутарха. Се-

нека много писал о человеческой мудрости,  которая заключается

в  том,  чтобы  стать над страданиями и смертью,  презреть их:

стоики учили о превосходстве разума над чувствами, прежде все-

го такими, как боль, страдание и страх смерти. Выше всех чело-

веческих качеств для писателя оказывается "добродетель", кото-

рая  может  быть лишь следствием постоянного и неослабевающего

усилия воли,  и этим она отличается от  обычной,  естественной

доброты.  Там,  где  человеку  не  нужно предпринимать усилий,

вступать в борьбу  со  страстями, там нет "добродетели".Этот

конфликт,  борьба возможны только при активном участии разума,

который один лишь может победить страх смерти и подчинить себе

страсти.  Такая интерпретация роли разума,  человеческой воли,

активности направлена против подчинения судьбе, провидени, фа-

тальной необходимости.


        1. О СМЕРТИ


     "Философствовать - значит учиться умирать" - так  называ-

ется  одна  из  интереснейших  глав  "Опытов".  "Блаженство  и

счастье, которыми светится добродетель, заливают ярким сиянием

все  имеющее  к  ним отношение,  начиная с преддверия и кончая

последним ее пределом.  И одно из главнейших благодеяний ее  -

презрение к смерти; оно придает нашей жизни спокойствие и без-

мятежность,  оно позволяет вкушать ее чистые и мирные радости;

когда  же этого нет - отравлены и все прочие наслаждения." Мо-

жет быть, несколько утрированно, но абсолютно верно, не правда

ли? "Все философские учения в один голос предписывают нам пре-

зирать страдания, нищету и другие невзгоды, которым подвержена

жизнь  человека,  но все же не это должно быть первейшей забо-

той...  потому,  что эти невзгоды не так уж и неизбежны, можно

прибегнуть к помощи смерти... Если бы смерть была подобна вра-

гу, от которого можно убежать, я посоветовал бы воспользовать-

ся  этим оружием трусов.  Но так как от нее ускользнуть невоз-

можно ...  надо научиться встречать ее грудью и вступать с ней

в единоборство.  И, чтобы отнять у нее главный козырь, изберем

путь,  прямо противоположный обычному.  Лишим ее загадочности,

присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, не-

жели о чем-либо другом.  Будем всюду и всегда вызывать в  себе

ее  образ,  и притом во всех возможных ее обличиях.  Благодаря

этому мы окрепнем,  сделаемся более стойкими.  Посреди  празд-

нества  пусть неизменно звучит в ваших ушах все тот же припев,

напоминающий о нашем уделе;  не будем позволять  удовольствиям

захватывать  нас  настолько,  чтобы  время от времени у нас не

мелькала мысль:  как наша веселость непрочна, будучи постоянно

мишенью  смерти,  и  каким  только  ударам  не подвержена наша

жизнь!  Так поступали египтяне, у которых был обычай вносить в

торжественную залу,  наряду с лучшими яствами и напитками, му-

мию какогонибудь покойника,  чтобы она служила им напоминанием

для пирующих." Позволю себе заметить некоторое, на мой взгляд,

не совсем логичное в высказывании философа,  хотя сразу огово-

рюсь, что  ничуть  не  претендую  на принятие отрицания мнения

Монтеня: мысль о смерти отравляет нам наслаждения,  испытывае-

мые в жизни. Но зачем же тогда постоянно помнить о ней и в ми-

нуты празднества? Это было бы логично, если бы мы уже приучили

себя к мыслям о ней,  но,  думается,  на такое "приучивание" у

"среднего" человека может уйти очень очень и очень много  вре-

мени, может быть,  даже вся жизнь. Высказывание Монтеня стано-

вится приемлемым,  если допустить,  что он говорит не о "сред-

них" людях, а о людях "высокого класса", что он и оговаривает,

но чуть ниже.  Вообще же,  эти призывы чем-то напоминают рели-

гию,  а,  может быть,  и вся философия Монтеня в какой-то мере

своеобразная религия?..

    "Неизвестно, где  поджидает нас смерть;  так будем же ожи-

дать ее всюду. Размышлять о смерти - значить размышлять о сво-

боде.  Кто научился умирать,  тот разучился быть рабом." Может

быть,  здесь логичное объяснение предыдущих призывов?  "Готов-

ность  умереть избавляет нас от всякого подчинения и принужде-

ния...  В схватке между нами и смертью нет места  притворству,

приходится говорить начистоту и показать, наконец, без утайки,

что у тебя за душой.  Вот почему это испытание - окончательная

проверка  и  пробный  камень всего того,  что совершено нами в

жизни.Этот день - верховный день,  судья всех остальных  наших

дней. Этот день, как говорит один древний автор, судит все мои

прошлые годы. Смерти предоставлю я оценить плоды моей деятель-

ности, и тогда станет ясно, исходили ли мои речи только из уст

или также из сердца."

     "У нас  не  окажется  недостатка в хороших руководителях,

способных преподать нам простую мудрость природы.  Один из них

-  Сократ.  Своим  судьям он говорил приблизительно следующее:

"Если бы я стал,  господа,  просить вас пощадить мою жизнь, то

боюсь,  что  тем  самым  подтвердил  бы  наветы моих обвините-

лей,будто я изображаю себя человеком,  знающим больше, чем все

другие, ведающим о том, что скрыто от нас в небесах и в преис-

подней. Могу сказать, что со смертью я не знаком, что ничего о

ней мне не известно и что я не видел ни одного человека, кото-

рый на собственном опыте познал бы ее и мог просветить меня на

этот счет.  Те, кто боятся смерти, полагают, видимо, что знают

ее.  Что до меня,  то я не ведаю, что она собою представляет и

что делается на том свете.  Смерть может быть безразличной,  а

может быть и желанной.  Я стараюсь избегать того, что, как мне

ведомо, дурно, - например, обижать ближнего или не подчиняться

тому, кто выше тебя, будь то бог или человек. Но того, о чем я

не знаю,  хорошо это или дурно,  я не страшусь. Если я умру, а

вы останетесь в живых,  то одни боги ведают, кому из нас будет

лучше.  Поэтому решайте, как вам заблагорассудится. Но, следуя

своему обыкновению давать советы о том,  что справедливо и по-

лезно, я сказал бы, что вам по совести своей лучше бы было оп-

равдать меня, если в моем деле вы разбираетесь не лучше, чем я

сам..."

     "Жизнь сама по себе - ни благо,  ни зло: она вместилище и

блага  и зла,  смотря по тому,  во что вы сами превратили ее."

Монтень довольно резко отвергает идеи фаталистического учения.

"И если вы прожили один-единственный день,  вы видели уже все."

По-моему,  достаточно точно подмечено. " Каждый день таков же,

как все прочие дни.  Нет ни другого света, ни другой тьмы. Это

солнце,  эта луна,  эти звезды, это устройство вселенной - все

это  то же,  от чего вкусили пращуры ваши и что взрастит ваших

потомков... Освободите место другим, как другие освободили его

для вас. Равенство есть первый шаг к справедливости. Кто может

жаловаться на то, что он обречен, если все другие тоже обрече-

ны?  Сколько бы вы ни жили, вам не сократить того срока, в те-

чение которого вы будете мертвыми. Все усилия здесь бесцельны:

вы будете пребывать в том состоянии, которое внушает вам такой

ужас, столько же времени, как если бы умерли на руках кормили-

цы."

      По мнению Монтеня, природа поступила с изумительной муд-

ростью,  предусмотрев смерть. Вот как природа оправдывает этот

свой поступок:

  "Ни людей,  ни жизнь человеческую не измерить локтями.  Вду-

майтесь хорошенько в то, что называют вечной жизнью, и вы пой-

мете, насколько была бы она более тягостной и нестерпимой, чем

та,  что я даровала ему.  Если бы у вас не было смерти, вы без

конца осыпали б меня проклятиями за то, что я вас лишила ее. Я

сознательно подмешала к ней чуточку горечи,  дабы, принимая во

внимание доступность ее, воспрепятствовать вам слишком жадно и

безрассудно устремляться навстречу ей.  Чтобы привить  вам  ту

умеренность,  которой я от вас требую,  а именно,  чтобы вы не

отвращались от жизни и вместе с тем не  бежали  от  смерти,  я

сделала  и  ту  и  другую  наполовину сладостными и наполовину

скорбными.  Я внушила Фалесу,  первому из ваших  мудрецов,  ту

мысль, что жить и умирать - одно и то же. И когда кто-то спро-

сил его,  почему же, в таком случае он все-таки не умирает, он

весьма мудро ответил: "Именно потому, что это одно и то же."

    Возникает вопрос,  почему же тогда смерть на  войне  много

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.