показать карту Армении
Апшеронский район Туапсе Сочи Темрюкский район Новороссийск Крымский район Геленджик Абинский район Анапский район Кущевский район Ленинградский район Щербиновский район Староминской район Ейский район Тбилисский район Отрадненский район Новокубанский район Мостовской район Лабинский район Курганинский район Кропоткин Гулькевичский район Армавир Тимашевский район Северский район Кореновский район Краснодар Динской район Горячий Ключ Белореченск
портрет Маштоц: Научно-информационный армянский портал Кубани
Рубрика:
Страницы
 
Опрос
  • Вы потеряли рабочее место, потому что оно понадобилось соотечественнику, недавно приехавшему из Карабаха и купившему российское гражданство. Вы:

    Посмотреть результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
 
Архивы
 
Ссылки
 
Партнёры



Отдых на море - Крым, Анапа, Геленджик, Сочи, Абхазия
 
Ср
16
Май
'07

Письмо Казы-Гирея наместнику кавказскому князю М. С. Воронцову

Письмо состоящего по кавалерии при войсках Кавказской линии подполковника С. Казы-Гирея главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом наместнику кавказскому князю М. С. Воронцову, 21 июля 1846 г.

Ваше сиятельство, милостивый государь Михаила Семенович!

Принимая участие в судьбе моих единоземцев, как черкес, я с сожалением смотрю на их невежество, отталкивающее от общественной жизни, ее удобств и образованности. Меня радовало в каждом проявление полезного, доброе направление, которое я старался давать,—огорчали их пороки, заблуждения, а более фанатизм. Мне так близка польза черкесов, но, лишенный средств, я мог только действовать в частности.
С этим обязанный много России, моим посильным образованием и милостями Государя Императора, настоящим званием, которым он удостоил поставить меня в ряду просвещенных своих граждан, — Россия стала моим вторым Отечеством, не менее родным, и ее пользы не менее драгоценными, тем более, что из польз России только может истечь благо моего родного края.

Вполне постигая благонамеренность русского правительства в отношении Кавказа и что он не может иметь, по положению своему, другого просителя и более могущественного защитника, я пламенно желал бы приблизить время его преобразования.
Ваше Сиятельство прибыли сюда исполнить благодетельную цель, и я, следа Ваши мудрые действия, жду катастрофы и дал в душе обет постоянно содействовать к сближению ея.
Назначение исправлять должность начальника Лезгинской линии было для меня приятною обязанностию, средством осуществления душевного желания. Это не честолюбие, но любовь к родному краю. Я приехал в самое смутное время для жителей Закубани: необходимость влекла их к покорности, волнение Кабарды, ложные слухи о усилении Шамиля, ожидания его увлекали их в несбыточные мечты. Я возобновил связи родства и знакомства и начал распространять мои мнения о пользе их покорности русским, о благонамеренности целей и могуществе, —употреблял данные мне начальством средства и влияние моего звания, делал все, что указывала мне добросовестность, и, благодаря Бога, в течение 3-х месяцев, при всей превратности обстоятельств, оставил Лабу, получив последние известия, что волнение утихло во всех поколениях Абазехского порода.
Абазехам было предложено составить депутацию к Государю Императору для изъявления покорности, но слишком короткий срок, назначенный для составления ея, был главным препятствием к успеху. Хотя некоторые из благомыслящих старшин и духовных лиц убедились в пользе и необходимости депутации, но для народа, не привыкшего ни к чему положительному, это требование, при небольшой с нашей стороны настойчивости по причине короткости срока, показалось странным и родило в них неопределенные опасения.
Нужно было постепенно привести их к результатам, как неизбежным следствиям предпринимаемого, каждое требование предварительно сделать народной необходимостью, и тогда можем иметь право ожидать благоприятных следствий и, постепенно развивая эту методу, легко достигнем общей цели, с меньшими издержками и без пролития крови.
Я разъясню мое мнение:

Между главными причинами шаткости мира, изменчивость характера и несбыточные надежды, возбуждаемые в черкесах духовенством. Не буду исчислять средств, употребляемых ими, главное—слухи, распускаемые в народе. Более других сильней и вводящее народ в заблуждение —участие турецкого султана в делах горцев, намерение его даже вести войну за свободу их.
Письма этого содержания являются от имени черкесского князя Занова, живущего в Турции, человека, известного своими политическими мнениями и патриотизмом.
По окончании дела депутации я старался узнать положение духа народного,—он был напитан сомнением противу русского правительства и теми же несбыточными надеждами. Опровергая и то и другое, я сделал им косвенное замечание: поверили ли бы они русским, если бы убедились в ложности ожиданий, и получил утвердительный ответ.
Бывши хотя не прямым деятелем в сношении с абазехами, на меня также падает несовершившееся дело, а потому я, обдумав родившуюся идею с могущим быть результатом, решился представить Вашему сиятельству на рассмотрение.
Власть, какою облек вас Государь Император, Ваши средства, Ваше стремление к достижению цели мерами кротости и убеждения—заставляют меня надеяться, что не откажете обратить милостивое внимание.

Было бы полезно, если бы племена, живущие от Лабы до Черного моря, убедились в совершенном уклонении Турции от дел их в отношении подданства России.
Для этого нужно предварительно дать им направление и действовать так, чтобы народ, желая решить спорный вопрос, для упрочения спокойствия, кому они принадлежат, Турции или России, просил дозволения быть первоначально в Константинополе и Египте—убедиться лично, справедливы или ложны надежды, которыми их обольщают.
Вероятно, ни турецкий султан, ни египетский паша не захотят вводить в заблуждение народ, на который не имеют права. Узнав вполне отношения свои к Турции, вместе убедятся в необходимости сближения с русскими и о неизбежной от них зависимости. Лишенные главной, сторонней помощи, на чем они основывали всю свою будущность, —поездка в Петербург депутации станет для них делом необходимости, чтобы обеспечить и упрочить свое спокойствие, и тогда все милости, оказанные им Государем Императором, будут оценены вдвойне и усвоят их благодарность и доверие к доброте и благонамеренности целей русского правительства.
Чего не сделает ныне царствующий Отец своих подданных, чтоб сохранить драгоценную ему кровь русских и даровать благо народу, вновь покорившемуся.
Нет сомнения, что подобный перелом мнений сильно подействует на народ, я знаю их характер, и при направлении, по которому нужно постоянно вести их, ослабится ненависть к русским и родится доверие.
Главные деятели возмущений —духовенство, действующие молодые люди из фамилий аристократических. Следовательно, склонить на свою сторону первых и занять вторых—есть начало верного успеха.
Осторожность должна быть непременным руководством при этих действиях в отношении классов означенных и простого народа. Для последних есть средство покровительствовать особенным образом.

Избранный для выполнения этого дела должен быть значительной фамилии, чтоб иметь влияние собственным именем, связями родства и знакомства, при этом занимать служебную должность, что покажет доверие к нему русских и даст возможность выполнять некоторые их просьбы. Частые поездки его к залабинским жителям, по принятым обычаям и соответственною званию его щедростию, привлекут к нему народ и дадут возможность действовать частным образом сильно и положительно. Разъяснение прямых целей правительства не будет казаться им странным от подобного человека, в лице его они будут видеть доказательство. Указание местных богатств, которыми они обладают, объяснение употреблений их неминуемо возбудит жажду приобретательности.
Водворение спокойствия на прочных основаниях умягчит характер, а при этом возможно и легко распространение торговли, которая всегда была первою ступенью к образованности.
Я развил главную идею, не исчислил подробно мелочных средств, необходимых к осуществлению ея. Если угодно будет вашему сиятельству благосклонно принять мое предложение, я с усердною готовностию доложу полный план, в результатах которого я почти уверен.
С истинным почтением и совершенною преданностию имею честь быть.
Вашего сиятельства, милостивого государя покорный слуга Султан Казы-Гирей, состоящий при войсках Кавказской линии по кавалерии подполковник

21 июля 1846 года Ст. Баталпашинск
РГИА. Ф. 932 On. 1Д. 88. Л. 1-4

//Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX—начало ХХвв. —СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2005.—720 с.

Комментарии отключены.