Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада. “Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений”[149].
Вывод:
Нужно отметить, что по представлению Мухаммада Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся ни иудеем, ни христианином (суры 3:60; 5:15 ).
· Иса в Коране имеет особый статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого Мухаммада. Иисус назван: “Знанием”, “Милосердием” (19:21); “Посланником Аллаха” и “Мессией” (суры 3:40, 4:156, 169, 5:79); “Примером” (43:57); “Славным” (3:40); “Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31, 33:7); “Благословенным” (19:32); “Словом Аллаха” и “Духом Его” (суры 3:40, 4:169); “Слугой Аллаха” (19:30); “Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и “Приближенный к Аллаху” (3:45). “Коранический Иисус - это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а Иисус новой религии, нового духовного универсума”[150].
· Иса-ал-Масих - пророк и посланник (сура 5:75), но посланник с особой миссией, “наделенный экстраординарной природой, особыми привилегиями”[151]. Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех предыдущих пророков:
1. Он был рожден от Девы (сура 19:20-21). “При рождении не коснулся Его сатана”, - так записано в своде хадисов ал-Бухари[152].
2. Сын праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).
3. Он взят живым на небо (сура 4:157-158).
4. Бог дал ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). “Он - единственный, наделенный прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога”[153].
· Роль Исы-ал-Масиха в эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура 4:41).
· Роль Иисуса Христа расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней, или лет.
Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам, умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе - мусульманском. Как бы ни шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля, больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения”[154].
Заключение.
Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе:
I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!” (сура 112:1-4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам” (сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах” и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9; 11:54; 26:72; 53:20-24; 22:74; 16:37; 21: 23; 14:36 и другие).
II. Евреи, находившиеся среди арабского населения в городах Мекка и Медина, а также в окрестностях, тех мест, где Мухаммад сталкивался с их учением, и с их мессианскими надеждами, могли повлиять на его понимание о роли Мессии, как о Грядущем, то есть направленное в будущее, с выраженными эсхатологическими чертами.
III. Взгляды христианских еретических течений и их влияние оставило свой след в неверном понимании природы Иисуса Христа:
1. Учение несториан и монофозитов, а особенно их споры между собой запечатлены Мухаммадом в сурах 4:169, 5:76-79, 19:16-36, 43:57.
Историк Л.И. Климович говорит: “А взгляды арабов-несториан, в частности их учение о деве Марии (Марйам) как “человекородице”, а не “богородице”, получили отражение в Коране”[155].
2. Учение докетов, одно из них взгляд Василида или Мани были выявлены в суре 4:156, где говорится о том, что Иисус не был распят, а это только представилось многим. Взгляд Василида описывает историк Дж. Робертсон: “Эон, нисшедший на Иисуса во время крещения, оставил Его перед распятием”[156].
Эту же идею мы находим у Мани, который говорит о том, что небесный Иисус покидает при распятии человека Иисуса, а другая версия, что Иисус - это небесный дух, имеющий призрачную видимость человека.
3. И.Ю. Крачковский в своем комментарии отмечает, что Троица Отца, Сына и Духа Святого была воспринята Мухаммадом, как Бог, Иисус и Мария в сурах 4:169, 5:77, 5:116. К периоду возникновения ислама христианская церковь поклонялась Марии, это могло послужить поводом для неверного понимания истины о триединстве Бога.
Таким образом, мы пришли к выводу, что материал об Иисусе Христе в Коране нужно рассматривать вместе с еретическими учениями, которые были унаследованы мусульманством.
IV. Взгляд ранних суфиев и мутакаллимов (богословов), живших после смерти Мухаммада и современных мусульманских историков, богословов и христианских апологетов, которые рассматривали природу Иисуса Христа в Коране. Сура 43:57-64 указывает на Второе Пришествие Христа, но в хадисах роль Иисуса расширена, благодаря легендам бытовавшим в Аравии, которые несколько отличались от библейской позиции.
Библиография.
1. Абд-Эль-Маши. Аллах в Исламе. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.
2. Абд-Эль-Маши. Что ты думаешь о Христе? Корнталь: Свет на Востоке, 1985.
3. Абд-эл-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1985.
4. Акбаров Хафез. Вчера и сегодня. Минск: ПИКОРП, 1997.
5. Беленький М.С. Иудаизм. М.: Политиздат, 1974.
6. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. II, IV. М.: Спасо-Преображенский монастырь, 1994.
7. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Т. Ярославль: ТЕРРА, 1990.
8. Васильев Л.С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1983.
9. Васильев А.А., Виппер Р.Ю. История древнего мира и средних веков. М.: Республика, 1993.
10. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории 600-1258 гг. М.: Наука, 1986.
11. Гуревич П.С. Всемирное писание: Сравнительная аналогия священных текстов. М.: Республика, 1995.
12. Джадит Искандер. Крест в Евангелии и в Коране. Корнталь: Свет на Востоке, 1983.
13. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С. История древнего мира. М.: Наука, 1989.
14. Дубнов С.М. Краткая история евреев. М.: Сварог, 1996.
15. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М.: Политиздат, 1990.
16. Журавский А.В. Идеологические и социально-культурные проблемы диалога между исламом и христианством: история и современность. М.: Наука, 1979.
17. Журавский А.В. Иисус в Коране.// Россия и мусульманский мир. М., 1997. №12. Бюллетень рефератно-аналитической литературы.
18. Журавский А.В. Христианство и Ислам. М.: Наука, 1990.
19. Ислам. Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.
20. Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.
21. Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении. М.: Политиздат, 1986.
22. Крачковский И.Ю. Коран. М.: Наука, 1986.
23. Кузищин В. И. История древнего Востока. М.: Высшая школа, 1988.
24. Кутб Сейд. Будущее принадлежит исламу. М.: Сантлада, 1993.
25. Лидов А.М. Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. С.-Петебург: Издательство “Дмитрий Буланин”, 1994.
26. Мавлютов Р.Р. Ислам. М.: Политиздат, 1974.
27. Маккери Дон. Семья Авраама: исцеление сломанной ветви. Спб.: Библия для всех, 1998.
28. Манфред А.З. Краткая всемирная история. Т.I. М.: Наука, 1967.
29. Медани Бессам М. Библия и Ислам. Как свидетельствовать о Евангелии мусульманину. М.: Благовестник, 1996.
30. Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М.: Наука, 1966.
31. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1990.
32. Поснов М.Э. История Христианской Церкви. Брюсель: Жизнь с Богом, 1964.
33. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991.
34. Прозоров С. М. Ислам. Историографические очерки. М.: Наука, 1991.
35. Прозоров С. М. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994.
36. Радлов В.В. История человечества. С.-Петербург: Просвещение, 1909.
37. Робертсон Джеймс С. История христианской церкви. / Перевод проф. Лопухина Л.П./ Т.I. Спб. 1890.
38. Родионов М.А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М.: Наука, 1992.
39. Cантала Ристо. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических Писаний. С.-Петербург: Библия для всех, 1995.
40. Свенцицкая И.С. Запрещенные Евангелия. М.: Политиздат, 1965.
41. Семюэлс Рут. По тропам еврейской истории. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13