План
Введение.
I. Религиозная обстановка в Аравии в доисламский период.
А. Понятие о ханифах.
1. Предпосылки для возникновения движения ханифов.
2. Ханифы и их ожидания.
3. Вывод: Мухаммад - последователь монотеизма.
Б. Еврейские поселения и их мессианские надежды.
1. Мессия - учитель Торы.
2. Еврейский мессия Узайр.
3. Вывод: Влияние мессианских надежд на Мухаммада.
II. Влияние христианских еретических сект.
А. Христианские течения.
1. Сведения о несторианском и монофизитском учениях.
а). Несторианство.
б). Монофизитство.
2. Представление Корана о распятии Исы.
а). Докетизм.
б). Учение докетов.
3. Учения Василида и Мани.
а). Василид и его доктрина о призрачности Христа.
б). Манихейство и последствия этого учения.
Б. Почитание Девы Марии, икон, святых и их влияние.
1. Представление Корана о Троице.
2. Влияние культа Девы Марии.
3. Влияние иконопочитания.
Вывод.
III. Иисус в Коране.
А. Рождение Исы-ал-Масих.
1. Значение слова “Иса-ал-Масих”.
2. Влияние апокрифической литературы.
3. Чудеса Исы.
4. Коран о непорочном зачатии Исы.
Б. Титулы Исы-ал-Масиха в Коране.
1. Пророк или Помазанный Духом Святым.
2. Иса подобен Адаму.
3. Иса - “Слово от Бога”.
4. Мессия - “Слуга Аллаха”.
В. Роль Исы-ал-Масиха в Коране.
1. Иса - учитель Торы.
2. Иса – ближайший к Аллаху посредник.
3. Чудо, совершенное Исой.
4. Понимание Мухаммадом слова “Сын”.
Г. Роль Махди Исы в эсхатологических событиях Корана.
1. Иса - “Знамением Часа”.
2. Роль Исы во время Воскресения.
3. Иса в хадисах.
IV. Заключение.
Введение
“...И наречешь ему имя: Измаил; ибо услышал
Господь страдание твое. Он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех
братьев своих”. (Быт. 16:11-12).
Постановка вопроса
Религиозные реформы, проводимые Мухаммадом в 7 в. по р. Хр. породили поистине революционные перемены в мироощущении арабских языческих народов. Религия древних аравитян порождала лишь грубое суеверие и страх перед невидимыми силами добра и зла. Пользуясь этим, многие жрецы того времени играли на струнке преданности идолам арабского народа. В поисках истины и истинного богопоклонения появилось течение ханифов. Но только взгляд Мухаммада принес кочевым племенам Аравии свободу от порабощения идолами, буквально перевернув мировоззрение арабов, открыв перед ними красоту единобожия. Однако в этих существенных переменах был положен и предел. Сделав шаг от язычества к монотеизму, Мухаммад не сделал еще одного важного шага в сторону религии Мессии. Почему?
Религиозные преобразования и напротив преграды в реформах во многом обуславливались тем культурным и религиозным контекстом, в котором жил Мухаммад. Еврейские общины, христианские церкви с их христологическими спорами, внутри исламские секты и течения, — все это оказывало влияние на зарождающуюся религию арабов. Проследить путь от арабского язычества ко Христу и в тоже самое время от Него, значит попытаться понять объективные причины становления исламских мессианских взглядов. Ясность в этом вопросе может помочь более четкому изложению христианского исповедания перед исламским миром.
Историографический обзор
В нашем историографическом обзоре мы хотели бы воспользоваться классификацией подходов к проблеме христологии в исламе, которую предлагает профессор А.В. Журавский[1]:
Он указал на два основных подхода:
1. Апологетический, целью которого является – “обнаружить несостоятельность мусульманского понимания Христа”[2]. Этот подход не ставил своей задачей проследить те или иные причины возникновения идей в религии оппонента.
2. Компаративистский – это “отстраненное констатирование различий между христианским и мусульманским пониманием Христа как личности и Его учения”[3].
Среди представителей апологетов выделяется целый ряд отцов церкви, которые вели апологетическую защиту христианства перед исламским миром.
Иоанн Дамаскин (ум. в 750 г.) – один из ранних христианских апологетов христианства перед исламом. Его известное полемическое сочинение против мусульманства называется “Спор между сарацином и христианином”. До принятия монашества, как его отец и дед, Иоанн состоял на службе у омейядских халифов. Он знал арабский язык и был знаком с Кораном и хадисами. Дамаскин рассматривал ислам как ересь, утверждая, что мусульмане верят в единого Бога, как и христиане, но не признают прежде всего природу Иисуса Христа и Его распятие на кресте, однако он не указывал на причину таких верований.
Еще одним апологетом являлся Феофан Исповедник[4] (ум. в 818 г.). Однако его апологетика основанная на мифах и народных преданиях об учении Мухаммада имела сильно искаженный вид.
Петр Альфонси (ум. в 1140 г.) – арагонский еврей, принявший христианство в возрасте 44 лет был переводчиком с арабского языка и известен прежде всего как автор книги “Учительная книга клирика”. Менее известно его полемическое сочинение “Диалоги”, написанное в форме спора иудея Моисея и христианина Петра. В главе V под названием “Сарацинский закон”, которая полностью посвящена исламу, автор говорит, что сарацины отрицают факт распятия Иисуса Христа на кресте и тем самым окончательно себя дискредитируют. Однако это скорее обвинение, нежели попытка выяснить причины подобных исламских взглядов на Христа.
Одним из основательных христианских исследователей ислама является аббат Клюнийского монастыря Петр Достопочтенный (1095-1156 гг.). Он стал основоположником средневекового христианского исламоведения. В Толедо он собрал вокруг себя группу переводчиков Корана, и на базе их трудов написал опровержение мусульманского вероучения (“Liber contra sectam sive haeresim Saracenoum”). Его подход и глубокий исследовательский ум, который он применил к апологетике в споре с мусульманами, говорит о некоторых переменах, которые стали происходить на рубеже тысячелетий по отношению к исламу. От анафем христианская мысль постепенно переходила к исследованию.
Наконец Фома Аквинский считал мусульман не еретиками, а язычниками. “Как язычники, мусульмане в некоторых отношениях менее греховны, нежели еретики”[5]. В этом заявлении великого метра средневековой схоластики звучит уже скорее не обвинение, а некоторое оправдание исламу.
Среди представителей компаративизма хотелось бы отметить Гейслера Н.Л. (Norman L. Geisler) и Абдул Салиба (Abdul Saleeb), которые в своей книге “Answering Islam the crescent in the light of the cross” рассматривают проблему отвержения исламом вести о Божественной природе Иисуса, говоря о том, что слово “Сын” в арабском языке имеет два значения: одно из них метафорическое значение, а другое буквальное. Они говорят, что Мухаммад был более склонен ко второму значению этого слова.
Абдиях Акбар Абдул-Хагг (Abdiyah Akbar Abdul-Hagg) в своем труде “Sharing Your Faith with a Muslim” говорит и о другой возможной причине отвержения исламом Мессии в Его христианском понимании. Они показывают состояние Церкви, которая столкнулась с несторианством, монофизитством и другими еретическими течениями, породив, в свою очередь, целый ряд неразрешимых проблем в зарождающемся исламе.
Дон Маккери в книге “Семья Авраама: исцеление сломанной ветви” в разделе “Богословские разногласия” дает еще одно направление в исследовании: он говорит о том, что в Аравии совершенно не было известно Писание, а на ислам и его развитие, главным образом, оказывала влияние, литература апокрифического характера.
В конце особо хотелось бы отметить историков и исламоведов, работавших над вопросом Христа в исламе.
Философ В. С. Соловьев (1847-1900 гг.), который в своем труде “Магомет. Его жизнь и религиозное учение” описывает и формирует целостное представление об учении Мухаммада.
Историк И. Ю. Крачковский (ум. в 1951 г.), считающийся выдающимся исламоведом. В своем переводе Корана он, ссылаясь на ереси несториан и манихеев, часто комментирует суры, где говорится об Иисусе Христе.
В особенности мы хотели бы отметить работу А. В. Журавского, кандидата исторических наук. В своем исследовании “Иисус в Коране” он говорит об эсхатологической направленности тех айатов из Корана, которые указывают на Христа.
В последние годы исламоведение значительно продвинулось вперед в понимании основ возникновения исламского вероучения значительно продвинулось вперед по сравнению с полемической апологетикой отцов Церкви. Пользуясь столь значительным опытом предыдущих исследователей, мы постараемся внести свой посильный вклад в понимание вопроса Мессии в исламе.
Цель работы
Проанализировав историческую обстановку и религиозно-филосовский контекст возникновения ислама и его взаимодействия с христианством, попытаемся проследить основные этапы развития мессианской идеи в исламе на основе христологических мотивов присутствующих в Коране.
Методология
Ислам, как и любая другая религия, формировался под влиянием тех или иных факторов, окруженных культурной и религиозной средой, поэтому в своей работе мы считаем необходимым рассмотреть степень влияния различных религиозных течений, которые могли сыграть свою роль в становлении ислама вообще, а также, в частности, мессианской идеи.
Наша работа состоит из четырех этапов:
В начале мы рассмотрим появившееся в период джахилийи (то есть в доисламский период) движение ханифов, которые подчеркивали трансцендентность Бога. Эта идея монотеизма находит отклик в трудах Мухаммада.
Затем мы обратим внимание на историю еврейских кланов (общин) в Аравии, которые ожидали пришествия Мессии, и проследим степень влияния на ислам их взглядов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13