Рефераты. Христос в Масульманстве

Роль Махди Исы в эсхатологических событиях  Корана.

Ал-Махди - означает “ведомый верным путем”. “Махди - провозвестник близкого конца света. В Коране о нем не упоминается, однако идея мессии широко толкутся в хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного Дня. Потом этот образ стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры”[131]

Иса  - “Знамение часа”.


Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым,  говорил и  о  Судном дне, как о Великом Собрании  всех верующих и неверующих. “Увещевай этим тех, которые боятся быть собранными к Господу. Нет для них помимо Него покровителя и заступника”  (сура 6:51).  “Спрашивают они: Когда день Суда?”  (Суры 51:12, 82:9). Синонимом слова “День Суда” является - “час”, например, в суре 79:42 говорится  так:  “Спрашивают они тебя о часе: “Когда его прибытие?” (Сура 79:42). “После  “дня Великого Собрания” “ преграда воздвигнется между избранными и осужденными” (сура 7:44 перев. В.С. Соловьева). “Вместо “избранные” и “осужденные” можно встретить другие термины: “мусульмане” и “неверные”[132]. Т. Нельдеке отмечает следующее: “Эсхатологические айаты “отличает страстное, напряженное беспокойство”. Именно это “эсхатологическое беспокойство” в гораздо большей степени не давало покоя соплеменникам Мухаммада и настраивало их против него, нежели проповедь единого Бога”[133]. Сами арабы-язычники верили в загробную жизнь, поэтому проповедь Мухаммада о страшном Суде, об участи неверных - огонь,  все это не оставляло равнодушными мекканцев. “Уже во второй мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологических и христологических тем” [134].

В самом Коране мы можем найти интересный 61 айат из 43 суры, который оказал  влияние на развитие эсхатологических представлений мусульман. Этот айат будет понятен для нас, если его процитировать с 57 по 64 айаты:

57 (57)  А когда был приведен сын Марйам в пример,- вот твой народ [речь идет о курайшитах - отмечает А. Журавский] от него  отворачивается,

58 (58)  и говорят они: “Боги [т. е. идолы, которым поклонялись арабы и племя курайшитов] наши лучше или он [Иса]?”  Они приводят его тебе только для спора. Они ведь народ  -  препирающийся!

59 (59)  Он - только раб (слуга), которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исра’ила.

60 (60)  А если бы Мы пожелали, Мы создали  бы из вас ангелов на земле, которые  бы  заместили [вас - курайшитов].

61 (61)  И Он, поистине, признак [знамение] часа. Не сомневайтесь в этом и следуйте за Мной!  Это прямой путь.

И.Ю. Крачковский говорит о том, что комментаторы  “знамение часа” относят ко Христу, как одному из признаков Второго Пришествия[135].

62 (62)  Да не отвратит вас от Него сатана: ведь он для вас явный  враг.

63 (63)  А когда Иса пришел с ясными знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью, и Я разъясню вам кое-что из того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне!

64 (64)  Поистине, Аллах -  Он мой Господь и ваш Господь! Поклоняйтесь же мне! Это прямой путь”.

“Под  выражением “Он  (innahu)  - знамение Часа” подразумевается Иисус”, - так отмечает А.В.  Журавский в своей статье “Иисус в Коране”[136]. Слово “знамения” имеет три варианта чтения:

1.   Ilmun-  означает “знание”  из официальной османовской редакции Корана;

2.   Alamun- означает “знак”, “признак”, “знамение” из признанного канонического перевода Корана;

3.   Dhikrun-  означает “напоминание”  из неканонической редакции.

Также такую трактовку поддерживают авторитетные хадисы: “Посланник Божий сказал: “Что будет с вами, когда сын Марии явится к вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда сын Марии явится и поведет вас?” - так записано в Хадисе Муслима [137]. Аль-Джалалан говорит, объясняя значение фразы “знамение часа”: “Видим, что Иисус был знамением для часа, так как Он знал, когда придет День Суда. Тогда мы вспомним, что люди обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает времена и сроки, тогда мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится Кораном Христу”[138].

Таким образом, это есть свидетельство Второго Пришествия  Исы-ал-Масиха, то есть возвращение перед концом Света. В послекоранических сказаниях Иса стал одним из главных героев рассказов о событиях, которые будут предшествовать Суду.

Роль Исы  во время Воскресения.


Также мусульманские источники и Коран признают Воскресение мертвых. “Судный день - это страшный день, преисполненный великих ужасов, от которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает людей из могил и соберет их в одном месте”[139]. Приведем цитаты из Корана: “И мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). “Он соберет вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”.  (сура 6:12). В день же Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. “И как будет, когда Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы сравнялась с ними земля. И  не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура 4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет свидетельствовать в день Воскресения против неверных  и отступивших иудеев и христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад сказал в ответ иудеям: “Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения”[140].

Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и Единой Общине верующих, так как в самом начале времен согласно Корану: “Люди были  одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг к другу...” (Сура 2:214)[141]. Роль Исы на Судном дне, при  Воскресении из мертвых быть свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди стали многобожниками.

Иса-ал-Масих  в хадисах.


В Коране имеется интересный текст, который говорит о смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру, и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура 19: 34-35)[142]. Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так, что Он умрет после наступления Судного дня.  “В мусульманском придании и особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями, вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский в своей работе “ Иисус в Коране”[143]. В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий (Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144].  Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах:

1.   Он является победителем  ад-Даджжала (то есть дьявола) - это персонаж мусульманских эсхатологических сказаний, аналогичный христианскому антихристу. В Коране  отсутствует, но часто упоминается в хадисах и сказаниях о “Грядущем конце света” (фитан, малахим). “Его называют так же ал-Масих  ал- Куззаб ( ложный Мессия)”[145].

2.   Ад-Даджжал будет искусителем людей в последнее время, перед пришествием Исы-ал-Массиха.

3.   Он будет выдавать себя за настоящего Мессию.

4.   В данный момент, по преданию, сатана находится прикованный к скале на острове в Индийском океане.

5.   И его победит Иса-ал-Масих, спустившийся с небес. Из хадиса и Ибн Маджи: “Я сойду с небес и я его убью”[146].

6.    Перед “Концом света” он появится с востока на огромном осле, за ним будут следовать все неверующие и лицемеры.

7.    Царствование Исы будет длиться на земле около 40 лет (или 40 дней).

8.    Иса установит единую Общину всех истинно верующих и 40 лет на земле будет      Царство Мира и справедливости.

 Суфийская литература дополняет информацию об Иисусе, например, из “Мекканских откровений” Ибн-ал-Араби, который писал так: “Иисус есть печать вселенской святости, подобно тому,  как Мухаммад есть печать пророков. Иисус - единственный, кто обладает полнотой веры во все времена, и во Второе свое пришествие Он будет нашим судьей по закону Мухаммада”[147]. “Когда Иисус придет в конце времен, Он подтвердит закон Мухаммада и восстановит его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по закону иному нежели его. Он последний закон и его пророк - печать пророков.  Иисус будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда Иисус сойдет, Он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего сошествия все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более пригодного, чем он”, - из хадиса ал-Бухари, Муслима[148]. Нужно отметить, что сам Мухаммад в Коране не ссылается на то, что Иисус будет подтверждать закон Мухаммада, скорее всего, наоборот, он утверждает о том, что его свидетельство основано на пророках Мусе (Моисее), Ибрахиме (Аврааме), Исе (Иисусе) и Исхаке (Исааке).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.