Рефераты. Христианский брак и современные вызовы

Любовь была и остается основной причиной сотворения человека. Писание говорит нам, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8,16).

Согласно рассказу о сотворении, встреча с женщиной освобождает мужчину от одиночества. Сотворенные животные не были для человека совершенными компаньонами. Лишь сотворение женщины принесло ему полное удовлетворение.

Рассказ о том, как Бог создал Еву из ребра Адама, а затем представил ее Адаму, словно в обряде венчания, прекрасно передает основные библейские принципы брака. Здесь в 1:27-28: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию…» предлагается Божественная модель отношений между полами. Если в 1:28: «…и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь» подчеркивается важность деторождения, то в 2:20-24: «…и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» объясняется природа сотрудничества в браке. Муж и жена, прежде всего, дополняют друг друга. Выражение помощник соответственный ему означает, что она восполняет то, чего ему недостает. Она его недостающее ребро. Вот как Маттью Хенри комментирует то, что Бог выбрал для сотворения Евы именно ребро: « Созданная не из головы, чтобы превосходить его, и не из ступней, чтобы попираться им, а из его груди, чтобы быть равной ему, под мышкой, чтобы быть защищенной, у сердца, чтобы быть любимой». Возможно, ребро описано романтически, но это верно отражает библейский идеал брака [2].

Союз между мужчиной и женщиной мыслится как пожизненный: человек присоединится ( букв. «прилепится») к своей жене, и они будут одна плоть.

Апостол Павел в Еф. 5: 31: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» приводит эти слова, осуждая развод.

Человек должен ставить интересы своей жены выше всего, даже выше интересов своих родителей. Когда говорится, что он оставит отца и мать свою, то не имеется в виду, что он станет жить в каком-то другом месте, речь идет о том, что он отодвинет на второй план важнейшую обязанность попечения о родителях и будет заботиться в первую очередь о жене. Жена в свою очередь подчиняется мужу [2].

 В супружеской любви партнеры "познают" друг друга и становятся "одной плотью". Наглядно выражено принципиальное равенство мужчины и женщины: «Вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей». Это впечатляющее признание равноправия полов значительно опередило свою эпоху. В ходе истории эта мысль пробивалась с трудом [3].

Наконец, следует отметить, что Бог не создал для Адама нескольких жен или еще одного Адама, выразив тем самым Свое неодобрение полигамии (Лев.18:18: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» и Втор. 17:17: «И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…» ) и гомосексуализма (Лев. 18:22: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость»).

1.2. Библейское установление о браке

В Эдемском саду еще до грехопадения Бог установил желаемые Ему отношения – брак между мужчиной и женщиной. Из брака выходит по воле Божьей семья. О браке и семье, как порядке творения, и реакции Бога на результаты Своего творения написано: «И увидел Бог все, что Он сделал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).

Когда через сатану пришел грех, то Божий порядок в отношении брака и семьи не потерял силу. Вследствие грехопадения добавились новые аспекты. Бог одевает человека. Супруга подчинена супругу. Жена должна в скорби и страдании рождать.

Первый грех не имел с браком и семьей ничего общего. Ева, а затем и Адам, стали непослушны воле Творца. Их глубокое падение было не плотское, а духовное. Их грех был противлением по отношению к воли Бога. До сегодняшнего дня противление воли Божией остается основным злом и корнем всех зол в нашей грешной натуре.

Как следствие грехопадения трещина прошла тотчас через брак, а затем вскоре и через семью. Павший Адам упрямо обратился к своему Творцу и одновременно к своей жене. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Это был первый крах в семье.

Уже в следующей главе посев греха приносит урожай насилия и преступления. «Каин сильно огорчился, и убил его (Авеля)» (Быт. 4:5,8).

Один из потомков Каина нарушил Божий порядок брака. «И взял себе Ламех две жены; имя одной Ада, и имя второй Цилла» (Быт. 4:19). Так человек впервые стал на путь многоженства, которое, как следствие, имеет невыразимое горе и по сей день.

В жизни патриарха Авраама и особенно Иакова многоженство проявилось как проклятие (сравним Авраама, Сару и Агарь или несчастную семейную жизнь Иакова вследствии конфликта между Рахилью и Лией). В Библии ни один полигамный брак не приносит благословение.

На страницах Пятикнижия мы видим, что Божии избранные инструменты утратили способность к познанию первоначальной воли Творца по отношению к браку. Ветхий Завет показывает нам, как на протяжении столетий Бог хотел вернуть Свой народ к давно забытым основам брака.

Закон Моисея содержит в себе многочисленные заповеди для чистой жизни в браке, семье и для родственников. В Псалмах, Притчах и Песне Песней яркий свет падает на порядок и нормы, а также на обетования и радость для любви и брака по воле Божией. Пророки серьезно говорят народу Божиему – Израилю о неполадках, которые во времена упадка стали особенно заметными в этой области. За четыреста лет до Христа пророк Малахия писал, что такие легкомысленные отношения, как развод, «партнерские браки» и подобные явления стали обычными. Мал. 2:16 – «…посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно».

Между ветхозаветным текстом и словами нашего Господа Иисуса Христа, Который указывает всем задающим в этом аспекте вопросы на первоначальный порядок брака мы видим четкую связь. Священное Писание является для Сына Божьего основой и критерием. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотью» (Матф.19:4-5).

Этим самым Иисус Христос запечатал личной печатью Божественный порядок творения. Порядок и достоинство брака, а несколькими стихами дальше – порядок и достоинство семьи (в Матф.19:13-15 Иисус благословляет детей), что является опорным столбом всей этики в учении Христа [4].

1.3. Христианский брак как образ отношений Христа и Церкви

Исходным пунктом для понимания смысла христианского учения о браке должно быть богословское употребление символа единства Церкви со Христом. Этот смысл не изобретен христианством на голом месте, а является завершением древнееврейского понятия о завете избранного народа с Богом как некоего «брачного» союза. В Ветхом Завете не только много прямых мест, уподобляющих отношения Израиля с Яхве отношениям Невесты и Жениха, но и весь дух еврейской Библии пронизан этой образностью. Этот брак существует, прежде всего, не на индивидуальном уровне, а на уровне всего народа: Израиль в целом – «Невеста Господа». Именно в терминах брачной верности и прелюбодеяния описываются верность Израиля своему Богу и неоднократные его отступления от этой верности в поклонение языческим богам [5].

Если о браке Израиля с Господом говорится еще в основном в терминах телесной чистоты и телесной верности: служение истинному Богу есть честное супружество, а поклонение «камню и дереву», то есть языческим богам, есть супружеская измена, – то брак Христа и Церкви в Новом Завете описывается с большим акцентом на духовной его стороне, на тайне полного единства, достигаемого в этом союзе. Сами слова, которыми благословлен брак (Быт. 2:24), апостол Павел относит, прежде всего, ко Христу и Церкви: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:31-32) [5].

Именно это уподобление наполняет глубоким смыслом предписания апостола о семейной жизни: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:22-25). В этих предписаниях нет ни хозяйственно-экономических, ни юридических мотивов, – не они составляют фундаментальное основание брака и семьи. Основанием является любовь, понимаемая как дар и жертва. Муж – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви. А именно: муж может быть главой семьи, потому что любит жену так же, как Христос любит Церковь, – не по силе, может быть, но по способу, – он жертвует собой ради нее, он всю жизнь свою кладет без остатка на то, «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий  свою жену любит самого себя» (Еф. 5:26 – 28) [5].


2. Основы христианского брака

2.1. Завет

Мужчина и женщина могут наслаждаться христианским браком в завете друг с другом. Основание брака строится на завете. Если они отвергают эту истину или пренебрегают ею, то они делают это на свой страх и риск.

Библия рассматривает брак как кровный завет. Кровный завет – это восточное понятие, которое было известно и практиковалось на протяжении многих веков. Библия была написана в контексте восточной культуры, поэтому описание взаимоотношений Бога с человеком часто преподносится через термины кровного завета.

Кровный завет – это самое близкое, священное, крепкое и неразрывное соглашение известное людям. В Библии есть описание подобных заветов. Одно из них находится  в первой книге Царств глава 18. В этом отрывке описано рождение союза между Ионафаном и Давидом: «Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар. 18:1).

Вступая в подобный союз, люди посвящали себя друг другу, и принимали на себя обязательство, которое было важнее самой жизни. Заключение завета заявляло о следующем: «Все, что у меня есть, принадлежит тебе. Моя жизнь принадлежит тебе. Твои враги – это мои враги. Ради тебя я готов отдать свою жизнь, до последнего дыхания и сердцебиения».

Такой завет не имел условий и времени прекращения. Это было настолько священное обязательство, что люди предпочитали умереть, нежели нарушить его.

Завет – это непреложное и неизменное обещание, которое может разорвать только смерть. Поэтому на востоке нарушение завета почти всегда наказуемо смертью. Насколько это поразительно: всемогущий Бог заключил завет с человеком, и, тем самым, вверил Самого Себя и все, что Он имеет, нам. Иисус Христос взял на Себя наше наказание за то, что мы нарушили завет. После этого Он установил Новый Завет и безвозвратно и окончательно посвятил Себя тем, кто примет Его [6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.