Рефераты. Характеристика транспортных услуг на современном этапе

В 2003 г. инвентарный парк тепловозов железнодорожного транспорта общего пользования сократился по срав­не­нию с 2002 г. на 1,3%, электровозов – на 0,9%, пассажирских вагонов увеличился на 0,8%, электровагонов - на 1,3%.

По данным ГИБДД МВД России, на конец 2003 г. в стране общее наличие зарегистрированных грузовых автомобилей, включая специальные автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки грузов, составило 4668,7 тыс. шт.; общее наличие легковых автомобилей, включая пикапы, легковые фургоны (грузопассажирские) и специальные легковые автомобили, конструкция которых не предназначена для перевозки пассажиров, составило 23383,1 тыс. шт.

К началу 2004 г. морской торговый флот РФ, предназ­на­чен­ный для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбных и иных морских про­мыслов, добычи полезных ископаемых, производства буксирных, ледокольных и спаса­тель­ных операций, а также для других хозяйственных, научных и культурных целей, на­счи­тывал  3,9 тыс. судов (включая суда смешанного «река-море» плавания) суммарным дедвейтом 8,2 млн. т, речной и озерный флот – 33,5 тыс. судов общей грузоподъемностью 12,5 млн. т.

2. Характеристика железнодорожного транспорта РФ за период 1999-2003 г. г.


Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движе­ния во все времена года, большой скоростью, способностью осва­ивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодо­рожный транспорт универсальным для перевозки всех видов гру­зов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку же­лезных дорог, его использование наиболее эффективно при значи­тельной концентрации грузовых и пассажирских потоков.

В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.

Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность тру­да и снизить себестоимость перевозок.

В России электрифицировано 41 тыс. км железных дорог и пере­ведено на тепловозную тягу более 45 тыс. км, что соответственно со­ставляет 47,6% и 52,4% в эксплуатационной длине железнодорожных путей общего пользования. По протяженности электрифицирован­ных магистралей Россия находится на 1-м месте в мире. Увеличилась и доля электрической тяги в общем грузообороте с 62,5% в 1980 г. до 79% в 2000 г. Одновременно продолжалась реконструкция железно­дорожных путей — укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточе­на в европейской части России. Она складывалась под влиянием гео­графического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная железнодорожная сеть России тес­но связана с железными дорогами новых независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, ко­торые и определили его преимущественное развитие в стране. Же­лезнодорожный транспорт характеризуется относительно свобод­ным размещением, надежностью, регулярностью, универсально­стью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перево­зок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорож­ный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в пер­спективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевоз­ках на средние расстояния и пригородные сообщения.

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, хи­мические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и другие.

Обратимся теперь к данным, которые публикует Госкомстат РФ. На диаграмме 1 представлены данные по перевозке грузов промышленного железнодорожного транспорта. Как можно заметить, что с 2000 по 2003 г. объем перевезенных грузов оставался практически неизменным. Это говорит о постоянстве в железнодорожных перевозках, о том, что этот вид транспорта занял свое прочное место в нашей экономики и является постоянным партнером по грузоперевозкам для многих промышленных компаний.

Диаграмма 1.

Перевозки грузов промышленного железнодорожного транспорта



 

 

 




Теперь можно оценить, что и в каком объеме перевозят по железной дороге, помимо пассажирских перевозок. Данные сведения представлены в таблице 6.


Таблица 6.

Перевозка железнодорожным транспортом отдельных видов грузов (млн. тонн)

 

1999

2000

2001

2002

2003

Каменный уголь

229,1

242,5

252,8

242,7

260,9

Кокс

10,8

10,8

10,1

11,2

12,1

Нефтяные грузы

145,4

155,2

158,7

178,8

206,2

Руда железная и марганцевая

84,8

89,8

86,9

85

93,6

Руда цветная и серное сырье

21,1

23,6

23,6

23,5

24,8

Черные металлы

68,5

80,8

80,8

80,1

88,2

Химические и минеральные удобрения

34,9

35,9

35,4

37

38,4

Строительные грузы

146,5

170,1

162,6

167,6

169,4

Цемент

19,3

22,4

25

26,6

29,3

Лесные грузы

43,4

47,9

48,7

52

54,3

Зерно и продукты перемола

20,7

21,4

22,1

27,6

26,5

 

Из таблицы видно, что основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь, нефть и нефтепродукты, и строительные грузы. Все эти грузы имели за 5 лет положительную динамику. В целом по остальным видам грузов наблюдается так же повышения.

В приложении 1 приведена таблица  Перевозка грузов по отдельным видам транспорта, из которой видно, что железнодорожный транспорт на протяжении 5 лет оставался самым главным. Однако, это главенство не абсолютное. По перевозке нефтепродуктов все же доминирует трубопроводный транспорт. В 2003 г. им было перекачено 432 млн. тонн нефти и нефтепродуктов, против 206,9 млн. тонн, перевезенных по железной дороге.


3. Характеристика железнодорожного транспорта Смоленской области.


Прежде чем приступить к изучению показателей, стоит отметить, что мы будет изучать как данные по Смоленской области, так и наших ближайших соседей: Тверскую и Калужскую области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.