В Росси проблема утилизации отходов производства и потребления отражена в следующих законах: 1) «Об охране окружающей и природной среды»;2) «Об экологической экспертизе»;3) «Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;4) «О недрах»;5) «О плате за землю»;6) «О предприятиях и предпринимательской деятельности»;7) «О защите прав потребителя»;8) «О стандартизации»;9) «О сертификации продукции и услуг»;10) «Об инвестиционной деятельности»;11) «О конверсии оборонной промышленности»;12) «Об обороне».
Утилизация отходов привела к появлению «второй геологии», поскольку часть отходов считается ресурсосодержащими (пример, об использовании отвального шлака).Мировой опыт по утилизации отходов включает рециклинг (10-20%), складирование на полигонах (до 80%) и уничтожение. Поэтому разработка стандартов по утилизации отходов довольно актуальна.
В зарубежных странах действуют стандарты, устанавливающие нормы и возможности переработки токсичных отходов по определенной технологии, стандарты по обезвреживанию, уничтожению, захоронению и конкретным мерам переработки отходов. Установлена юридическая ответственность производителя отходов за безопасность работы с ними.
Утилизация отходов - заключительная составляющая петли качества. Но нормативные требования к ней разрабатываются и контролируются на допроизводственной стадии выпускаемой продукции. В США это делает Агентство по защите окружающей среды. В бывшем СССР не было создано нормативной базы по утилизации отходов, хотя эти вопросы обсуждались Госснабом с 1975г.
Важную роль в экостандартизации играло международные стандарты по охране окружающей среды. Так ИСО разработала стандарты серии 14000: 14001 и 14004.
Основополагающий стандарт ИСО 14001 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Руководство по применению» и стандарт ИСО 14004 «Системы управления в области охраны окружающей среды. Общее руководство по принципам, системам и сопутствующим технологиям».Эти стандарты универсальны: их можно применять в сфере производства и обслуживания, а способы управления охраной окружающей среды могут варьировать и жестко не регламентировать.
3. Стандартизация и кодирование информации о товаре
Идея штрихового кодирования зародилась в 30-е годы в Гарвардской школе бизнеса США. Впервые с помощью штрихкода в США в 60-е годы были идентифицированы ж/д вагоны. Благодаря развитию микропроцессорной техники в 70-е годы стало возможным широко использовать штрихкодирование товаров.
Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973г., а в 1977г. появилась Европейская система кодирования EAN (European Article Numbering), которая сейчас применяется и за пределами Европы.
Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизованы. Штрихкоды считываются сканерами - специальными оптическими устройствами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.
В зарубежных странах наличие штрихкода на упаковке товара стало обязательным, без него торговые организации могут отказаться от товара. Это относится и к международной торговле. Такая система информации экономически эффективна, когда не < 85% товара кодируется. Она позволяет упорядочить и ускорить сбор и формирование заказа, учет поступления товара, его отгрузку, оформление документации и бухучет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
EAN: 13-разрядный и 8-разрядный цифровые коды. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов (флаг страны), кода предприятия(фирмы) – изготовителя, кода самого товара и контрольного числа.
Код предприятия составляется соответствующим национальным органом и включает пять цифр после кода страны.
Код товара составляет сам изготовитель (5 цифр). Расшифровка кода товара не является стандартной, он может отражать определенные характеристики (признаки) самого товара, либо представляют регистрационный номер товара, известный лишь этому предприятию
Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN.
Код EAN-8 предназначен для небольших упаковок, на которые не помещается более длинный код.
0
5
Код EAN – 8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа (иногда вместо кода изготовителя – регистрационный номер продукта).
Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя.
Информация для конечного потребителя ограничивается только указанием страны. Полный штриховой код позволяет закупочным организациям иметь четкие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору).
Коды EAN некоторых стран для штрихового кодирования товаров
Код страны
Страна
Код
93
Австралия
520
Греция
87
Нидерланды
64
Финляндия
90 - 91
Австрия
57
Дания
94
Нов. Зеландия
30 - 37
Франция
779
Аргентина
729
Израиль
70
Норвегия
859
Чехия
54
Бельгия и Люксембург
539
Ирландия
590
Польша
780
Чили
380
Болгария
569
Исландия
560
Португалия
76
Швейцария
789
Бразилия
84
Испания
460 – 469
Россия
73
Швеция
50
Великобритания
80 - 83
Италия
888
Сингапур
860
Югославия
599
Венгрия
529
Кипр
383
Словения
880
Юж. Корея
759
Венесуэла
690
Китай
00 - 09
США и Канада
45 - 49
Япония
400 - 440
Германия
850
Куба
869
Турция
489
Гонконг
750
Мексика
482
Украина
Введение в стране штрихового кодирования товаров создаёт условие для реализации одного из положений закона «О защите прав потребителей» - права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование даёт возможность: 1) облегчить освоение АСУ; 2) повысить эффективность учётных операций в сферах производства, складирования, сбыта; 3) вести анализ потребляемых ресурсов; 4) сократить объём документооборота; 5) наладить сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта; 6) оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а не только о стране-изготовителе. Это проблема также может быть решена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований и стандартов, которые подтверждаются путём сертификации. Пока единственным аспектом обязательной сертификации является безопасность продукта, а у продуктов детского питания при сертификации проверяется на только безопасность, но и пищевая ценность продукта. Видимо, следует более полно продумывать параметры качества при разработке стандарта для обязательной сертификации конкретного товара (или группы продукции).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19