Все страны АСЕАН приняли стандарты ИСО серии 9000.
Сингапур внедряет стандарты ИСО серии 14000 по управлению качеством услуг.
Рассмотренные примеры дают представление о том, что страны АСЕАН сделали весомый вклад в региональную стандартизацию, возглавляемую Консультативным комитетом по стандартизации и качеству.
Практическая часть деятельности Комитета осуществляется тремя рабочими группами:
1. группа «Стандартизация и координация» занимается созданием системы
обмена информацией между национальными организациями по стандартизации и гармонизации стандартов.
2. группе «Подтверждение соответствия» получена гармонизация национальных систем сертификации и оценки соответствия продукции, вопросы взаимного признания результатов сертификации систем качества и регистрации аудиторов.
3. в задачи группы «Испытания и поверки» входят вопросы метрологии – разработки принципов взаимного признания результатов испытаний и поверки измерительных приборов.
7. Панамериканский комитет стандартов
СКОПАНТ
СКОПАНТ существует с 1961г. и объединяет национальные организации Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Эквадора, Доминиканской республики, Мексики, Панамв, Парагвая, Перу, Тринидат-Тобаго, Уругвая, Венесуэлы а также региональные организации пяти стран: Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа. До 1975г. в КОПАНТ участвовал Американский нац. институт стандартов.
Главная цель организации – устранение технических барьеров в региональной торговле. КОПАНТ считает необходимым применять региональную стандартизацию в тех областях, которые не охвачены международными стандартами либо связаны со спецификой, требующей установления особых региональных норм и правил.
Организационная структура КОПАНТ традиционна. Во главе – Генеральная ассамблея – высший орган, в котором представлены все страны-члены. На три года избирается Исполнительный Совет, исполнительный секретарь и Технический координационный секретариат. Рабочими органами являются технические комитеты, деятельность которых координируется специальными комиссиями по развитию, по законам и регламентам, по сертификации и знакам соответствия, по финансам, по метрологии.
Деятельность КОПАНТ направлена также и на совершенствование работы национальных организаций стран-членов, в частности обучение и повышение квалификации специалистов, работающих в национальных органах по стандартизации. Наиболее весомой заслугой КОПАНТ является организация принятия государствами региона метрической системы измерений и содействие переходу на неё.
8. Стандартизация в рамках Содружеств Независимых Государств (СНГ).
Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответствие с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, сертификации и метрологии», которое является межправительственным и действует с 1992г. Создан Межгосударственный Совет стран-участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты.
В 1995г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации стран СНГ.
Работа по стандартизации ведётся на основе предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации. Уже принято и пересмотрено >2500 межгосударственных стандартов.
В области сертификации принят Перечень межгосударственных нормативных документов, куда входит 21 документ по сертификации: пищевых продуктов, продовольственного сырья, игрушек, столовых приборов, табака, чая, средств связи. В перечень включены и документы по услугам, туризм, техобслуживание и ремонт автотранспортных средств, гостиничный комплекс и пр.Половину документов разработала Россия.
В рамках СНГ действует «Соглашений о взаимном признании результатов сертификации». Но в этой области проблемно из-за расхождений в правилах достаточно многочисленных ведомственных систем сертификации.
В области метрологии реализуются программы работ в нескольких направлениях: передача размеров единиц физических величин, разработка и пересмотр межгосударственных документов по метрологии, методы неразрушающего контроля.
Среди первоочередных перспективных задач МГС можно отметить: развитие сотрудничества и ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по метрологии; создание в рамках МГС Евро-Азиатской региональной организации по аккредитации испытательных лабораторий; решение проблем унификации учебных дисциплин по стандартизации, метрологии и сертификации с учётом их деятельности в «едином пространстве» по этим видам работ.
На повестке дня также вопрос о возможности участия в работе МГС национальных организаций по стандартизации стран, не являющихся членами СНГ. Интерес к этой области проявляют, в первую очередь, бывшие участники СЭВ.
9. Определение приоритетов в области
международной стандартизации.
Приоритетные направления в области международной стандартизации определяет Рабочая группа по вопросам политики в области стандартизации. Она образовалась в 1990г. Совещания Рабочей группы (РГ) созываются ежегодно. В её работе принимают участие национальные организации по стандартизации практически всех регионов мира. Таким образом, приоритетные направления по стандартизации, которые вырабатывает РГ, касаются в сущности всех стран мира.
Наиболее знаменитый документ, среди принятых РГ, - комплекс Рекомендаций правительствам о политике в области стандартизации. Этот документ определил основные приоритетные направления и задачи для стандартизации:
а) здравоохранение и обеспечение безопасности;
б) улучшение окружающей среды;
в) содействие научно-техническому сотрудничеству;
г) устранение технических барьеров в международной торговле.
Важнейшим документом является и «Перечень объектов, подлежащих международной стандартизации», который периодически обновляется с учётом предложений.
В перечне обозначено 15 секторов, для которых необходима стандартизация.
1. Атомная энергетика, радиационная безопасность и защита.
2. Строительное оборудование и элементы.
3. Электро- и электронное оборудование и детали.
4. Охрана окружающей среды.
5. Противопожарная защита и системы защиты от краж.
6. Машинное оборудование.
7. здравоохранение.
8. Тракторы, машины для сельского и лесного хозяйства.
9. Транспортное оборудование.
10. Обработка информации.
11. Энергетика.
12. Материалы.
13. Прочие продукты и оборудование.
14. Метрология.
15. Обеспечение и оценка качества.
По каждому сектору выделены первоочередные задачи (критерии А) с указанием основных организаций, разрабатывающих стандарты в определённом секторе.
Рабочая группа посвятила несколько совещаний странам Центральной и Восточной Европы, которые перешли на рыночную экономику. По отношению к ним РГ поощряет взаимное признание взаимное признание испытаниё и систем сертификации, совершенствование гарантий качества, гармонизацию национальных систем сертификации с международными.
При разработке технических требований и методов испытания продукции пользуются рекомендациями РГ по политике в области стандартизации. Рабочей группой разработаны Рекомендации «Международная гармонизация стандартов и технических предписаний», о которых будет сказано ниже.
Все документы РГ (правила, стандарты, рекомендации) носят добровольный характер, и каждая страна устанавливает порядок их применения, исходя из своих интересов и возможностей.
10. Гармонизация стандартов.
Гармонизация стандарта – приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия. В соответствие с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:
Идентичные стандарты могут лишь отличаться обозначением (шифром, кодом)
Унифицированные стандарты – идентичные по содержанию, но различные по форме представления.
Согласованный стандарт – нормативный документ, согласованный с другим стандартом.
Сопоставимые стандарты – нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги) утверждённые различными органами по стандартизации.
Активная деятельность по гармонизации стандартов ведётся в рамках СНГ.
В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными 70 – 80% национальных стандартов. В России принято до 20% стандартов ИСО и ~60% стандартов МЭК.
От международного сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартов зависит эффективность работ по повышению конкурентоспособности товаров на внешних и на внутренних рынках.
Актуальной проблемой является гармонизация стандартов относительно пищевых продуктов и пищевого сырья, работа по которым находится в начальной стадии. Наиболее важное условие для применения стандартов состоит во введении в национальное законодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержания пестицидов в пищевой продукции.
За последние годы акценты гармонизации всё заметнее смещаются в сторону национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единого европейского рынка, переход к рыночной экономике стран Восточной Европы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте ведут к глобализации международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что ещё в большей степени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть СЭК ООН, определяя области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.
История стандартизации
1.1. Сущность, история и перспективы развития стандартизации
Определение ИСО
“Стандартизация“ – это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в часности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.
Она определяет основу настоящего развития, а также и будущего и должна идти неразрывно с прогрессом.
Стандартизация
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19