Рефераты. Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

-     предложить направления совершенствования методов оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса;

-     определить основные направления и пути реализации имеющихся резервов инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса основе конкретного анализа деятельности всех объектов интеграции;

-     разработать методику оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также определить научно-методические подходы, направленные на решение задачи активизации данного процесса.

Объектом исследования является научная интеграция объектов университетского комплекса.

Предметом исследования принципы и методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также совокупность экономических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе интеграции научных модулей университетского комплекса и повышение эффективности на основе мобилизации резервов в условиях рыночного развития.

Методологическая и информационная база исследования. Методологической базой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, системный подход, диалектический метод. При работе над диссертацией использовались современная научная литература отечественных и зарубежных авторов по проблемам инноваций, общих вопросов научно-технического прогресса, материалы периодической печати, нормативно-правовые документы, данные Госкомстата РФ (Росстата), отчеты по НИР Московского государственного индустриального университета за последние пять лет, данные управления статистики ЮАО, материалы научных и межрегиональных научно-практических конференций, а также материалы, самостоятельно собранные автором непосредственно на базовых предприятиях и научно-исследовательских институтах университетского комплекса. Обработаны статистические и отчетные данные университетских комплексов методами математической статистики, корреляционного анализа.

Научная новизна результатов, полученных лично автором, состоит в уточнении понятийного аппарата и обоснование концептуального метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, а также выявления резервов эффективности внедрения научных разработок в рыночных условиях хозяйствования, что нашло свое отражение в следующем:

-      конкретизировано содержание понятий «инновация», «инновационный потенциал», «интеграция научных модулей университетского комплекса» с учетом того, что инновационный потенциал научной деятельности является источником получения экономического эффекта («предпринимательской прибыли») и должна удовлетворять определенную рынком и государством общественную потребность как неотъемлемую составляющую успешного нововведения;

-      раскрыты факторы инновационной среды и современных тенденций формирования инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса, высоких рисках и затратах при разработке и внедрении нововведений;

-      определена экономическая сущность и конкретизирован состав резервов повышения эффективности инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе системного анализа, что дает возможность развивать рыночный потенциал инновационной деятельности вузовской науки и создает условие для эффективного развития научной базы образовательной среды;

-      разработаны основы метода оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса на основе анализа результативности стадий инновационного процесса, которые позволяют регулировать научную деятельность университетского комплекса по системе показателей с использованием общего интегрального критерия;

-      предложен механизм повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса с учетом характера общественной потребности научных проектов, что позволяет еще на ранних стадиях создания нововведения ориентироваться на удовлетворение той или иной общественной потребности в целях достижения определенного коммерческого успеха нововведения;

-      разработаны методические рекомендации повышения эффективности интегрированной научной деятельности университетского комплекса, применению ранжирования методов экспертных оценок, с использованием оперограмм по стадиям инновационного цикла, что позволит существенно активизировать инновационный цикл, снизить расход ресурсов и обеспечить экономию на инвестиционных вложениях.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, направлены на дальнейшее развитие экономической теории инноваций, а также на создание теоретической базы для решения вопросов, возникающих в ходе проведения инновационной деятельности в высшей школе. Практическая значимость работы заключается в разработке конкретных рекомендаций и методических положений, направленных на поиск и разработку методов оценки инновационного потенциала университетского комплекса, что будет способствовать созданию в рамках университетского комплекса инновационного механизма, реализующего научно-технические достижения в рыночных условиях.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на:

-        VII Международной научно-технической конференции «Информационные технологии: наука, техника, технология, образование, здоровье» (Москва, ДАР, 2003);

-        IV научно-практической конференции «Современные исследования в области оптимизации экономических процессов» (Москва, МГИУ, 2004);

-        Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство», ГАСИС, (Москва, 14-15 ноября 2003);

-        5-м Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий», секция № 1, ЦЭМИ РАН, (Москва, 2004), на заседаниях Межвузовской научной конференциях ЮНЕСКО «Механизмы внедрения новых направлений науки и технологии в системы образования», г. Москве, май 2005г.;

-        У Международной научно-практической конференции, г. Москвы «Молодые ученые – промышленности, науке, технологиям и профессиональному образованию: проблемы и новые решения», июнь 2005г.,

-        У1 Международной научно-практической конференции «Участие молодых ученых, инженеров и педагогов в разработке и реализации инновационных технологий», ноябрь 2006 г.;

-         Международной научно-практическая конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, проблемы, решения (ЕDО-2006)», декабрь 2006 г.

Публикации. Основное содержание работы отражено в 8 публикациях автора общим объемом более 3.0 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Полный объем диссертации составляет 180 страниц. Работа содержит … иллюстраций по тексту, … таблиц по тексту, список использованных литературных источников из … наименований. Объем основного текста диссертации составляет … страниц.

ГЛАВА I

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА

 

1.1.         Теория инноваций и инновационного потенциала научной деятельности


Исследование данной проблемы представляется целесообразным начать с характеристики содержания понятия «инновационность экономики», поскольку в современной литературе оно раскрывается неоднозначно, что во многом объясняется различием подходов исследователей этого сложного и многогранного вопроса.

В основе государственной инновационной политики РФ до 2010 г. установленной целью является «перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития, построение экономики, основанной на научных знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста в перерабатывающих отраслях». Иными словами, стратегическая цель государства заключается в уменьшении относительной доли продукции сырьевых отраслей в ВВП (диверсификация производства) и обеспечении технологической безопасности экономики России.

Федеральное правительство участвует на основе, выдачи целевых субсидий, дотаций, исследовательских стипендий в установлении долгосрочных связей между фундаментальной наукой и промышленностью, создает центры инженерных исследований, в которых университетские ученые занимаются проблематикой, представляющей интерес для промышленных компаний.

Научная политика правительства направлена на:

·     создание резерва фундаментальных научных идей и способствование подготовке соответствующих специалистов для разработки новых технологий,

·     снижение финансового риска научно-технических проектов,

·     осуществление посредничества при организации взаимодействия академической и прикладной науки,

·     в выправление диспропорций в научной сфере, ликвидацию отставания материально-технической базы науки, развитие информационной базы научных исследований [Кокурин Д.И, 1998]

Инновационность экономики означает переход на интенсивный тип расширенного воспроизводства, в основе которого лежит научно-технический прогресс и инновационная деятельность (ИД) как факторы, обеспечивающие конкурентные преимущества социально-экономических систем. Необходимость развития инновационной составляющей экономики России неоднократно подтверждалась как в трудах российских экономистов, так и официальных документах Правительства РФ, министерств в ведомств. Однако, по оценкам экспертов, Россия тратит на исследования и активизацию инновационной деятельности 1,2 % ВВП, причем более 50 % этой суммы приходится на бюджетные инвестиции, тогда как в США этот показатель составляет 2,6–2,7 % ВВП в год, в странах Европейского Союза, Японии доля расходов на НИОКР составляет от 2,7 % до 3,1 % от ВВП [1].

В нашем исследовании считаем целесообразным обозначить, что многоплановыми были задачи и приоритеты 2006 года направленные на научно-исследовательские работы:

•     проблема тематического планирования и единого заказ-наряда;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.