Рефераты. Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Такой путь интеграции и формирования мощных исследовательских университетов – это путь модернизации и саморазвития интеграционных процессов в немногих крупнейших вузах страны.

Данный комплекс мероприятий программы достаточно ясен, он мог бы стать первоочередным, проводимым в рамках общей работы по реформированию, переаттестации, рейтинговой оценке и упорядочению сети российских вузов.

2. Второй путь формирования исследовательских университетов как интегрированных научно-учебно-инновационных центров – это региональное объединение вузов, способных адаптироваться друг к другу и сообща лучше приспособиться к изменяющейся внешней среде. Таким может быть, например, объединение местного университета, технического и (или) пе­дагогического вуза. При этом в новом университете могут создаваться межотраслевые учебно-научные центры, эффективнее развиваться разнообразные интеграционные процессы. По существу, это путь региональной институциональной концентрации вузовского научного, учебного и инновационного потенциала в рамках единой интеграционной структуры.

Соответствующий комплекс мер может также проводиться в рамках общей работы по упорядочению сети российских вузов, требующей большой совместной работы федеральных и регио­нальных органов власти.

3. Следующее направление – это инициирование, поддержка и стимулирование государством и региональными органами власти интеграционных процессов между РАН (отраслевыми академиями), высшей школой и прикладной отраслевой наукой. Учитывая здесь передовой зарубежный опыт интегрированного развития и реформирования науки и высшего образования (в т.ч. странах Восточной Европы), необходимо также сохранить в данной сфере лучшие и позитивные российские традиции, предусмотреть возможность многовариантного развития.

Именно поэтому настоящая концепция интеграции науки и высшего образования предполагает разработку и поэтапную реализацию мер, направленных не на "сплошную" их интеграцию, а лишь на преодоление возникшей в целом ряде областей искусственной ведомственной разобщенности, прежде всего, академического и вузовского секторов нашей страны. Формы и пути их интеграции могут и должны быть различными.

Первая форма интеграции предполагает полное организационное объединение (слияние) ряда однопрофильных вузовских и академических структур (полная интеграция). Особенно перспективным здесь может явиться создание на базе региональных научных центров, отделений, НИИ РАН и местных университетов (ведущих вузов) федеральных исследовательских университетов. Создание сети данных университетов позволит органично сочетать в регионах решение двух основных взаимосвязанных задач: выполнение крупных федеральных и региональных научных программ и подготовку для научно-производственного комплекса кадров высокой квалификации. Кроме того, возникает реальная конкуренция мощным вузам и НИИ Московского и Северо-Западного регионов.

Концепция поэтапной интеграции вузовских и академических исследовательских структур может включать следующие основные моменты. На первом, подготовительном, этапе целесообразно определить группу вузов и академических НИИ, в наибольшей степени готовых к интеграции (объединению) в единую структуру – исследовательский университет (вуз), и провести комплекс взаимных адаптационных мероприятий. На втором этапе проводится реальное объединение и поддержка выделенной пионерной группы интеграции вузов и академических НИИ. На третьем этапе с учетом опыта пионерной группы осуществляется объединение остальных, вошедших в интеграционную группу вузов и академических НИИ. В дальнейшем процесс объединения должен принять характер естественного процесса, развертывающегося во времени и пространстве в меру готовности соответствующих вузов и НИИ и целесообразности их объединения. Данная интеграция может происходить в трех модификациях на базе вуза, на базе НИИ РАН и паритетно в зависимости от соотношения потенциалов.

По аналогичной схеме может происходить объединение вузов с отраслевыми научно-техническими организациями.

Отмеченный объединительный процесс может иметь не только большой научно-образовательный эффект, но и весомый экономический результат, вследствие более эффективного использования объединенных ресурсов НИИ и вузов.

Данное направление – это путь институциональной вузовско-академической и вузовско-отраслевой концентрации научно-учебно-инновационного потенциала.

Вторая форма отмеченной интеграции – создание на базе НИИ РАН (или отраслевых НТО) и вузов крупных учебно-научных центров, в которых объединяющиеся НИИ и вузы сохраняют достаточную степень организационно-экономической и административной автономии (интеграция – автономия).

Третья, традиционная, форма интеграции (локальная интеграция) предполагает развитие локальной кооперации вузовских и академических (отраслевых) структур. Она включает совместное выполнение фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в т.ч. временными творческими коллективами, состоящими из ученых академических (отраслевых) институтов и высшей школы, создание центров коллективного пользования, совместных НИИ, лабораторий, отделов, научно-учебных центров, кафедр в академических НИИ, а также совместную подготовку кадров.

Реализация второй и третьей форм интеграции – это путь кооперации науки и высшего образования.

Рассматривая формы интеграции вузов и академических НИИ, необходимо особо отметить, что интегрироваться здесь могут не только, например, классические университеты и НИИ РАН, но и последние с вузами технико-технологического (прикладного) профиля. Более того, такого рода интеграция может оказаться весьма целесообразной и эффективной для реализации и развития такого еще малоизученного и слабоис-пользуемого в управлении наукой процесса как фундаментально-прикладной научный трансфер (ФПНТ)*. Выдвигая данное понятие, мы понимаем его как форму преобразования и передачи результатов фундаментальных научных исследований в фазу прикладных НИОКР, а также формирования и передачи заказов прикладной науки фундаментальной науке. ФПНТ включает:

а) совокупность методов выявления оценки и использования прикладного потенциала фундаментальных научных работ на последующих стадиях инновационного цикла;

б) совокупность потребностей прикладных НИОКР в постановке, проведении и результатах ориентированных фундаментальных исследо­ваний.

Природа фундаментально-прикладного научного трансфера двойственна, ибо определяется двумя встречными закономерными явлениями и тенденциями.

Первая закономерность имеет основой сферу фундаментальных НИР, а точнее, ту их часть, которая или случайно, или закономерно приводит к получению результатов потенциального или реального практического значения. В структуре фундаментальной науки эта часть НИР охватывает последние две из следующих трех позиций:

1) так называемые чистые фундаментальные НИР;

2) фундаментальные НИР, проведение которых нередко приводит (или может приводить) к случайному (побочному) получению результатов прикладного значения;

3) ориентированные фундаментальные НИР, завершающиеся, как правило, получением наряду с чисто научными и практических результатов.

Вторая закономерность имеет основой сферу прикладных НИР и высокотехнологичного производства, требующих для своего развития притока результатов фундаментальных НИР, принципиально новых идей и решений. Государство также заинтересовано в создании такого рода научных заделов, как национального стратегического средства конкурентной борьбы на мировых рынках высоких технологий.

Обе эти встречные закономерности рождают две взаимосвязанные группы потребностей и интересов: со стороны фундаментальных НИР с возможными и реальными прикладными результатами – наличие потенциальных и реальных потребителей этих результатов с соответствующей поддержкой и оплатой, а также четко сформулированных заказов прикладной науки, высокотехнологичных отраслей и государства на те или иные результаты фундаментальных НИР; со стороны прикладных НИИ, высокотехнологичных предприятий и государства -потребность в формировании перечней фундаментальных НИР и их результатов с соответствующими экономическими оценками, имеющих или могущих иметь значение для этих субъектов хозяйствования. ФПНТ может осуществляться наряду с другими формами и через исследовательские парки, которые могли бы в этом плане выполнять такие виды деятельности, как оцен­ку и отбор результатов фундаментальных НИР, представляющих интерес для практики; участвовать в прогнозировании и планировании фундаментальных НИР с возможным практическим выходом базовых научных центров; осуществлять трансформацию, доработку (доводку) указанных результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных НИОКР путем привлечения в парк прикладных лабораторий промышленных фирм или создания (формирования) с их помощью и с помощью привлеченных средств новых лабораторий и коллективов; вести поиск инвестиций в ФПНТ; способствовать проведению совместных или одновременных работ ученых в области фундаментальных и прикладных наук по направлениям, где ожидается получение принципиально новых результатов практического значения; искать потребителей результатов фундаментальных НИР.

Для реализации задач ФПНТ необходимо:

1) на возможно более ранней стадии проводить "фильтрацию" НИР с тем, чтобы выявить научные положения, по крайней мере, потенциально обращенные к практике;

2) стараться полностью исчерпать заложенный в фундаментальных НИР технический потенциал.

Нужно создать условия, при которых вероятность достижения этой цели будет повышена. Такими условиями являются кадрово-ресурсное, организационное и теоретико-методологическое обеспечение этого важнейшего участка инновационного процесса. Благоприятные условия для всего этого могут сложиться в результате интеграции НИИ РАН, проводящих фундаментальные НИР, и вуза технико-технологической специализации. Важно только наладить между ними трансферные механизмы.

4.   Учитывая наличие мощного научно-технического, в т.ч. кадрового потенциала в целом ряде академических и отраслевых научных центров, а также тенденцию создания ими собственных учебных структур, целесообразно инициировать и поддерживать программы трансформации данных центров, крупных НИИ, наиболее продвинутых и заинтересованных в подготовке кадров, в исследовательские университеты и другие научно-учебные центры по новым направлениям науки и техники. Это также способствовало бы формированию в России высококонкурентного рынка научно-образовательных услуг и высококвалифицированных специалистов.

Данное направление – это путь трансформации крупных академических и отраслевых структур в ведущие научно-образовательные центры.

5.   Прогнозируя повышение общего инновационно-предпринимательского потенциала крупных научно-учебных структур, целесообразно содействовать развитию новых форм и программ включения их научных и учебно-методических разработок, ученых и преподавателей в сферу технологического трансфера и инновационного предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.