Рефераты. Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса

Третий – государственный уровень. Для государства важно предотвратить разрушение и деградацию исследовательского потенциала, ПИУ позволит сохранить в науке часть наиболее ценных и продуктивных кадров и уже в ближайшее время подключить их к решению национальных задач.

Задача вуза заключается прежде всего в том, чтобы создать систему стимулов, которые будут:

-  дифференцированы в соответствии с различными функциями ИУ;

-  увязаны не только с количественными, но и с качественными параметрами деятельности ИУ.

Если говорить о функциях ИУ, то можно назвать три:

1.   Учебная функция, для которой "качество" подразумевает качество "человеческого капитала" (студентов и преподавателей) и собственно качество обучения. В качестве стимулов здесь, возможно, имеет смысл использовать новые модификации финансирования, а именно: введение "надбавок" к базовому финансированию при условии:

-  разработки и использования ИУ на вступительных экзаменах системы тестов, позволяющих с высокой вероятностью выявить абитуриентов с выдающимися исследовательскими способностями;

-  разработки новых учебных и учебно-научных курсов;

-   открытия специальностей, отвечающих приоритетным направлениям государственной научно-технической политики;

-   привлечения к преподаванию выдающихся исследователей со стороны и т.д.

2.   Исследовательская функция, для поддержки которой также желательно совершенствование методов финансирования. Заслуживает внимания вариант, предусматривающий разделение бюджетных средств на три "потока": базовое, целевое, резервное. По третьему каналу средства могут распределяться двумя способами: либо для финансирования запланированных проектов на основе конкурса заявок (т.е. до начала проекта), либо для поощрения особенно успешных, уже завершенных проектов – в виде своего рода премии.

Для исследовательского университета важно, чтобы объектом анализа была исследовательская деятельность не только профессорско-преподавательского состава, но и студентов.

Важным индикатором может, например, быть количество совместных публикаций научного руководителя и студентов.

В целях привлечения в университеты выдающихся исследователей со стороны, возможно, имело бы смысл опробовать процедуры, используемые за рубежом, а именно:

-   создание новых вакансий по представлению соответствующего университета (по примеру Швеции);

-   систему приглашений (или призваний), которая практикуется в университетах и институтах Общества Макса Планка в Германии;

-   широко распространенную в США и Западной Европе практику предоставления тенюре – контракта на бессрочное исполнение должности. Последняя мера, т.е. предоставление тенюре (по дисциплине с устоявшейся, временно "спокойной" парадигмой), могла бы стать первым шагом к формированию научной школы.

3. Инновационная функция также должна стать объектом государственной поддержки. В интересах расширения трансферной деятельности университетов за рубежом, в частности, в США, используется долевое участие государства в финансировании деятельности соответствующих специализированных университетских структур, передача университетам права на коммерческую реализацию результатов, полученных на государственные средства, и т.д. В целом такая система стимулов создает у университетов побудительные мотивы для перехода в новое качество и для поиска индивидуальной стратегии такого перехода. Целесообразно разработать стимулирующие меры для поддержки и других функций исследовательского университета.

Как показывает практика зарубежных государств объединение исследовательских потенциалов вузовской, академической вневузовской и промышленной науки может происходить в рамках следующих структур.

Временные объединения исследовательских коллективов разной ведомственной подчиненности по типу немецких "особых программ" и программ "коллективных исследований".

Так называемые особые программы Немецкого научно-исследовательского общества предназначены для поощрения кооперации между исследователями, занятыми в различных подразделениях одного вуза, или учеными нескольких вузов. (В российских условиях это могут быть вузы и НИИ РАН.) Достоинство программы – удачное сочетание централизации и автономии.

По сравнению с неформальными объединениями, программы – более жесткая структура. Они получают особый юридический статус. Для реализации программы создается специальная организационная структура: общее собрание членов, правление, спикер. Однако функции этих органов сознательно сведены к минимуму: разработке программы, общему финансовому планированию, организации коллективного использования оборудования, текущему управлению. В остальном партнеры действуют независимо друг от друга. НИИ высокосложных прикладных исследований по типу немецких "институтов, ассоциированных университетам". "Инсти­туты, ассоциированные университетам" (ИАУ) получили в ФРГ распространение в основном в области высоких технологий. Безотносительно к тематике НИР, все они выполняют одну функцию: доводят нововведения от стадии научного эксперимента до стадии коммерчески оправданного применения.

Главное преимущество ИАУ по сравнению с аналогичными организациями – это сочетание динамизма со стабильно высоким научным уровнем. Динамизмом институты обладают благодаря своему независимому статусу: ИАУ наделены правами юридического лица и располагают собственными ресурсами. А качество решений обеспечивается тесными связями с базовым университетом, преподаватели которого принимают активное участие и в руководстве ИАУ, и в осуществляемых здесь проектах.

Институты финансируются на паевых началах. Инвестиции в строительство осуществляют, как правило, региональные власти. А текущие расходы ИАУ покрывают за счет двух источников:

1) ассигнований региональной администрации и

2) поступлений за выполнение контрактных ИР. Сотрудничать в ИАУ могут ученые из вузов и академии.

Организации подобного типа могли бы стать полезным функциональным звеном в отечественной системе НИР.

Исследовательские парки. Исследовательские парки осуществляют трансфер результатов фундаментальных НИР в фазу прикладных НИОКР. Основным объектом деятельности парков являются новейшие, авангардные научные идеи и вытекающие из них проекты и разработки, могущие обладать или обладающие прикладным значением, нередко в долгосрочной перспек­тиве. Ввиду исключительной сложности решаемых здесь задач, к участию в деятельности парка целесообразно привлечь исследовательскую элиту из всех трех секторов науки: вузовского, академического и промышленного.

Следующая разновидность научной кооперации – так называемые коллективные исследования. В принципе здесь используется та же модель, но в модифицированном виде, поскольку в коллективных исследованиях принимают участие не только организации "академической" науки, но и промышленность. Управляющее воздействие здесь несколько жестче, хотя и не входит в противоречие с интересами вузов.

Преимущество данных форм с точки зрения государства - это возможность сфокусировать внимание различных субъектов исследования на проблемах государственной важности – при приемлемом уровне дополнительных финансовых и организа­ционных издержек, что делает коллективные ИР эффективным инструментом проведения структурной политики.

Университеты исследовательского типа существуют как различные национальные модели учебно-научных комплексов. Выбору модели, наиболее адекватной отечественным условиям, должно предшествовать их детальное изучение.

Стационарные исследовательские центры на базе университетов по типу американских центров науки и техники (ЦНТ) и центров инженерных исследований (ЦИИ). Задача центров – формирование базы для развития принципиально новых технологий путем проведения ориентированных фундаментальных исследований. Между центрами много сходства. Центры обоих типов существуют на базе университетов, хотя и обладают исследо­вательской и финансовой автономией. Финансирование ЦНТ и ЦИИ на начальном этапе (на разных условиях) берет на себя государство. Однако по истечении установленного срока, они переходят на самофинансирование. К участию в работе центров (в форме смешанного финансирования, делегирования специалистов и пр.) активно привлекается промышленность, которая со временем должна стать их главным деловым партнером. Требование к профессиональному уровню исследователей в центрах очень высоки. Наряду с исследовательскими, центры могут брать на себя и образовательные функции, в частности, разработку принципиально новых учебных курсов.

На наш взгляд, отечественные аналогичные структуры могли бы шире создавать совместные коллективы ученых из высшей школы и российской академии наук. В МГИУ в 2002 году создан университетский комплекс с участием академических институтов ИМАЩ.ИМЕТ и с промышленными объектами, одним из которых является Мосгортранс.

Для университетского комплекса в технопарке открыты, прежде всего, че­тыре сферы деятельности.

1. Управление. НИИ РАН выступают в качестве соучредителей парка, соавторов концепции и генерального плана развития, совладельцев технической инфраструктуры, на базе которой создается парк, управляющих и экспертов.

2. Исследования. Академические НИИ располагают на территории технопарка филиалы или отдельные подразделения.

3.   Инновации. Участие в работе парка принимают фирмы, созданные учеными академии.

4.   Научные и образовательные услуги. Ученые из НИИ РАН самостоятельно или в кооперации с коллегами из вузов участвуют в соорганизации службы, на коммерческий основе предоставляющие клиентам квалифицированные консультативные, информационные и прочие услуги, а также подготовить обучающие программы.

Таким образом, исходя из нашего анализа отечественного построения инновационных проектов и зарубежного опыта в данном направлении можно отметить, что подобная мобильная структурная реорганизация сферы инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса отвечает как потребностям экономики, так и цели самосохранения вузовской и академической науки в нынешних условиях.


1.3.  Роль инновационного потенциала научной деятельности в университетском комплексе на современном этапе


Актуальность и важность поставленной проблемы следует из того факта, что мировое научное и педагогическое сообщество уделяет постоянное внимание проблемам интеграции науки, образования и производства.

Важнейшим условием устойчивого развития стран и отдельных регионов являются человеческие ресурсы (капитал), в разной степени, приспособленные для отраслей и сфер деятельности, для конкретной личности и системы образования и науки в целом. Вместе с тем в отечественной и зарубежной науке и практике в должной мере не рассматриваются вопросы создания механизмов, адекватно отражающих системные изменения, происходящие в мировом научном и образовательном сообществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.