1.3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма
Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его развития берут свое начало в глубокой древности.
Как известно, процесс познания человеком окружающего мира тесно связан с путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и подробных сведений о странах, их населении и обычаях.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древние ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей – 4 в. до н.э.).
Накопившиеся к началу нашей эры географические даные о различных странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)
Огромная заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит арабским путешественникам VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание нашей страны.
В период IX – XI веков Древняя Русь в силу своего географического положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и Востоком. В это время активно развивались наши связи с Византией. С принятием христианства на Руси из Византии потянулись служители церкви, переводчики, переписчики книг и купцы. Нельзя также не отметить широкое распространение крестовых походов того периода, целью которых было завоевание новых земель.
Период Средневековья был ознаменован началом путешествий к целебным источникам. Особо известными путешественниками этого периода можно назвать Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба.
Говоря об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5 этапов [20;11]:
1. до 1880 года - этот этап был ознаменован началом поездок на отдельные экскурсии или на отдых. Наиболее активными в этом плане были революционно-демократические слои и интеллигенция России.
2. этот этап начался периодом развития капитализма в России и прервался в связи с началом первой мировой войны и февральской революции 1917 года. На этом этапе отмечалось быстрое развитие туристской инфраструктуры: ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в этот период начал формироваться туристский рынок, в котором можно было проследить два основных сегмента - элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный и рекреационный туризм интеллигенции. В этот период появились также первые туристические фирмы, бюро, компании, клубы.
3. с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На этом этапе идеологические функции туризма доминировали над хозяйственными. Появились первые профсоюзы. В целом, в этот период начала формироваться самая крупная и самая дешевая материальная база социального и самодеятельного туризма.
4. 1969 – 1985 года – характеризуется быстрым темпом развития социального туризма, и также быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран.
5. современный этап – с 1985 года - может быть назван переходным периодом в развитии туризма. Здесь можно также выделить 4 тенденции:
1) изменение в структуре спроса и в сегментации туристического рынка;
2) развитие частных, средних и малых предприятий;
3) возникновение частной собственности, в частности на землю;
4) разработка специального законодательства регулирующего развитие отрасли туризма.
1.4. Нормативно-правовая база регулирования отрасли
Нормативно-правовой базой отрасли туризма служат:
1. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности.
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из Федерального закона N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24 ноября 1996 г. [2], принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Принципами государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации являются: содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития; определение и поддержание приоритетных направлений туристской деятельности; формирование представлений о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем: создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта; установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории Российской Федерации с учетом интересов развития туризма; прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию; налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории Российской Федерации и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории Российской Федерации; содействия кадровому обеспечению туристской деятельности; развития научных исследований в сфере туристской индустрии; содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах; обеспечения картографической продукцией; иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ, #G1одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284.
Главная цель концепции - создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а с другой - значительный вклад в развитие экономики страны, в том числе за счет увеличения количества рабочих мест, налоговых поступлений в федеральный бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия.
Меры по реализации этой цели предполагают:
Øвключение туризма в перечень основных направлений структурной перестройки российской экономики;
Øвыполнение федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации";
Øсоздание нормативно-правовой базы развития туризма, соответствующей мировому опыту и правовой практике;
Øформирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма, привлечения инвестиций в эту сферу и защиты внутреннего туристического рынка путем предоставления налоговых и таможенных льгот, государственных гарантий и иных мер государственной поддержки;
Øвведение жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности;
Øсоздание благоприятных условий для кооперации туристических, банковских структур, транспортных, гостиничных и страховых компаний в целях формирования высокотехнологичных комплексов туристического обслуживания и развития материально-технической базы отрасли.
3. Указ Президента РФ ''О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на 6 апреля 2000 года)
В целях обеспечения условий развития в Российской Федерации индустрии туризма как основы повышения потенциала и конкурентоспособности национального туристического комплекса постановляю:
1) Одобрить прилагаемую концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации.
2) Признать приоритетной задачей государства оказание всемерной поддержки отечественным туристическим организациям в реализации федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
3) Одобрить инициативу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму, Национального фонда спорта, Национальной туристской ассоциации, акционерных обществ "Интурист-Холдинг компания", "Мосинтур", "Интуртранс" и коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" о создании финансово-промышленной группы - Национальной туристической корпорации.
4) Правительству Российской Федерации после создания и регистрации в установленном порядке Национальной туристической корпорации рассмотреть вопрос об осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки этой корпорации, включая передачу в ее управление находящихся в федеральной собственности долей и паев в активах организаций участников корпорации, а также наделение коммерческого банка развития иностранного туризма "Интурбанк" полномочиями по финансовому обслуживанию федеральной целевой программы "Развитие туризма в Российской Федерации".
4. Законодательство Псковской области о туристской деятельности
4.1. Закон ''О туристской деятельности в Псковской области'' № 48-ОЗ от 14 июля 1999 г.[1] разработан на основании Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. и других нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере туризма, а также общепризнанных принципах и нормах международного права и договорах Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21