Рефераты. Роль налогов в макроэкономическом регулировании

Таким образом, что реальный рост доходов бюджета в 2005 году по сравнению с 2004 годом составил 26,4%. При этом  в реальном выражении доходы бюджета (без доходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных  фондов)  увеличились  на 21,6%. Реальный рост наблюдался по всем выбранным налогам за исключением чрезвычайного: по НДС  - на  40%,   по акцизам – на 10,6%, прямым налогам на доходы и прибыль с юридических лиц - на 25%, по подоходному - на 21,6%, по доходам от ВЭД - на 39,3%. В  реальном исчислении по сравнению с 2004 годом сократились поступления в 2005 году по чрезвычайному налогу -  на  7% (при сокращении номинальной ставки этого налога на четверть - с 4% в 2004 году до 3% в 2005 году).  Увеличение доли  доходов бюджета в ВВП за 2005 год наряду с включением в его состав инновационных фондов  обусловлено ростом удельных весов поступлений доходов от НДС, внешней торговли и внешнеэкономических операций, прямых налогов на доходы и прибыль, подоходного налога.

В 2006 году макроэкономическая ситуация характеризовалась высокой деловой и инвестиционной активностью в большинстве отраслей экономики, замедлением инфляционных процессов, ростом уровня занятости и реальных денежных доходов населения, а также увеличением объемов внешней торговли. Высокие темпы экономического роста, превысившие прогнозные параметры, улучшение финансового состояния организаций и предприятий способствовали более высокому, чем планировалось, росту доходов консолидированного бюджета. Наряду с продуманной политикой государственных расходов это позволило сформировать бюджет с профицитом и тем самым ослабить инфляционное давление на экономику.

В январе-декабре 2006 года в консолидированный бюджет Республики Беларусь поступило 38,4 трлн. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 102,3% годового плана. Из них на долю НДС, налога на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходится 41,7%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 37,3 трлн. рублей, что составляет 95,8% годового плана. В реальном выражении это на 14% больше, чем за январь-декабрь 2005 года при реальном росте доходов на 16,4%. Профицит консолидированного бюджета за январь-декабрь 2006 года составил 1,1 трлн. рублей, или 1,4% к ВВП (за январь-декабрь 2005 года профицит - 0,4% к ВВП), приложение.

Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки и ФСЗН) в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась с 47,8 до 48,8%, или на 1 п.п. При этом удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП вырос с 47,4 до 48,5% в сравниваемых периодах (рост – на 1,1 п.п.), а недоимка сократилась с 0,4 до 0,3% ВВП (падение – на 0,1 п.п.), табл. По данным Министерства по налогам и сборам, задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2007 года составила 234,7 млрд. рублей и сократилась по сравнению с началом 2006 года на 16,7%. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 1,2% на 1.01.2006 г. до 0,8% на 1.01.2007 г.


Таблица 3.7. Динамика централизации доходов консолидированного бюджета

Показатели

Ед. изм.

2005 г.,
январь-декабрь

2006 г.,
январь-декабрь

1. Валовой внутренний продукт

млрд. руб.

65067,1

79231,4

2. Доходы консолидированного бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами и ФСЗН)

млрд. руб.

30824,9

38391,2

3. Недоимка по доходам и поступлениям

млрд. руб.

281,7

234,7

4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консолидированного бюджета

%

0,9

0,6

5. Централизация с учетом недоимки

%

47,8

48,8

в том числе:

 

 

 

уд. вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (централизация)

%

47,4

48,5

уд. вес недоимки в ВВП

%

0,4

0,3


Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2006 год энергетичность доходов составила 1,06, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 6,5 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2005 году энергетичность доходов была 1,16).

Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) по новой бюджетной классификации за 2005-2006 годы, табл. 3.8. Как видно из таблицы, в 2006 году выросли поступления, рассчитываемые от фонда заработной платы, – подоходный налог, налоги на фонд заработной платы, взносы на государственное социальное страхование. Налоги на товары и услуги увеличились на 2,5 п.п. в основном за счет роста акцизов (в реальном выражении акцизы выросли в 1,9 раза). Неналоговые доходы выросли на 1,9 п.п. по сравнению с 2005 годом за счет увеличения доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в 2,3 раза в реальном выражении.

Таблица 3.8. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета
за 2005-2006 гг., %

Показатели

январь-декабрь 2005

январь-декабрь
2006

Налоговые доходы - всего

72,4

70,1

в том числе:

 

 

  • Прямые налоги на доходы и прибыль

16,0

16,0

в т.ч. - подоходный налог

6,1

6,5

  • Налоги на фонд заработной платы

1,7

1,8

  • Налоги на собственность

3,7

3,3

  • Налоги на товары и услуги

35,9

38,4

в т.ч. - НДС

19,2

19,2

- акцизы

4,4

7,4

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

5,5

5,4

Взносы на государственное социальное страхование

23,8

24,2

Неналоговые доходы

3,8

5,7

Итого доходов

100,0

100,0

В 2006 году доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили расходы на 285 млрд. рублей, или 0,4% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 1 178,5 млрд. рублей, или 1,5% ВВП [47].

Практика свидетельствует также о том, что многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проб­лемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Следствием является то, что налоги и неналоговые платежи пе­рекладываются на потребителей.



3.2. Совершенствование системы налогообложения

в Республике Беларусь


  Налоговая система Республики Беларусь была сформирована в 1992 г. в экстренном режиме в условиях рвущихся экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило её несовершенство. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет и потому налоговая политика того периода приобрела исключительно фискальный характер, который выразился в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. Ориентируясь на ужесточение налогового режима, разработчики налогов не смоделировали своих решений на платёжеспособность плательщиков и получили результат обратный ожидаемому: началось массовое уклонение о налогов и сокращением налоговой базы. В белорусской экономике явно обозначилась ситуация, когда по образному выражению оказалось, что "налог убит налогом". Это побудило государство пойти на постепенное снижение тяжести налогового процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.